Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий ответил на вопросы жителей Володарска
18:41, 14 апреля 2006

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий ответил на вопросы жителей Володарска

29 марта архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий встретился с жителями Володарска. Подобные встречи с общественностью в районных центрах Нижегородской области проводятся регулярно. Так, в 2005 году владыка Георгий побывал в Городце, Арзамасе, Павлове, Дзержинске, Первомайске, поселке Починки. Встречи с правящим архиереем неизменно собирают множество людей, которых интересует мнение Церкви о вере, семье, браке и других насущных жизненных вопросах.

— Владыка Георгий, процессы глобализации стали характерным признаком нашего времени. В Церкви происходят те же процессы, что и в обществе. Как вы считаете, экуменизм – это благо для Православной Церкви или нет?

— Во-первых, я не соглашусь с вами в том, что в Церкви происходят те же процессы, что и в обществе. Нет, вы глубоко ошибаетесь. В Церкви такие процессы не происходят. То, что 20 лет назад в мирской жизни было добром, в конституциях, в законах, сегодня часто не принимается или отвергается. То, за что 20 лет назад сажали в тюрьму, сейчас является подвигом и добродетелью. Сегодня мы переписываем конституции, законы и многое другое. В Церкви этого не происходит. У нас есть Священное Писание, которое мы получили 2000 лет назад, и каноны Церкви, которым 1000 лет, и мы живем по этим законам.

Ничего не меняется в нашей жизни, потому что истинное предназначение Церкви – это не построение земного благополучия или достижение каких-то результатов здесь, на земле. Наша цель – приуготовить своих чад для жизни вечной. И все, что к этому не ведет, не имеет большой ценности. Мы будем строить, созидать храмы, монастыри, развивать религиозное образование, издавать газеты и т. д. лишь только для того, чтобы исполнить предназначение, которое дано нам: «Идите и проповедуйте Евангелие». Если сегодня мы с вами построим храмы, позолотим купола, отольем колокола, а дети наши будут брошены, будут под забором, будут опять сиротами, жить в пьянстве и разврате, то через 20 лет они придут и снова сбросят купола, сорвут колокола, потому что мы совершенно не беспокоились об их душах, о воспитании христианской души.

Таким образом, я с вами не соглашусь в том, что для Церкви характерны те же процессы, что и для общества в целом. Церковь 2000 тысячи лет живет по канонам древних Святых Отцов. То, что идет процесс развития, становления – это нормально, но мы не меняем ни свои взгляды, ни свои принципы, ни свои вероотношения и т. д.

О проблеме экуменизма. Такой межрелигиозный диалог, как тот, что был особенно активен в советский период, принес много позитивного в жизнь Русской Православной Церкви. Я понимаю автора вопроса. Мы можем вкладывать различный смысл в понятие экуменизма. Если говорить о совместной молитве, то это плохо и разрушительно, здесь мы стоим на пути ереси и раскола. Этим не стоит заниматься, и никакие блага и выгоды не смогут привести Церковь от экуменизма к сохранению и возрождению. Это путь к погибели.

Но те экуменические движения, которые существовали в Европе в ХХ веке, имели положительное значение. Например, борьба против ядерных вооружений. Ведь пока бомба не взорвалась, мы думаем, что эта опасность очень далеко. Но в 70-е годы мир стоял на грани, и с одной стороны, и с другой правительства были готовы применить ядерное вооружение. Сегодня мы с вами знаем, что никто бы не остался в выигрыше. Но были такие настроения: ну и что, мы погибнем, и они пусть погибнут.

Если обсуждаются вопросы нравственного характера, например, борьбы с голодом в африканских или азиатских странах или другие проблемы, разве нельзя в этом участвовать, общаться, обсуждать, побуждать свои правительства к помощи? Что в этом плохого?

Русская Православная Церковь никогда не отступала от своих устоев, традиций, принципов. Когда вы читаете какую-нибудь литературу по этой проблеме, она, как правило, лживая, там все трактуется в ином свете. Наши иерархи, в том числе Святейший Патриарх Алексий I, Святейший Патриарха Пимен, нынешний Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, ни на йоту не уступали в деле православия. Хотя приходилось жить в непростых условиях и политического, и государственного давления. Поэтому необходимо вести межрелигиозный диалог и свидетельствовать о своей вере.

Ведь вы понимаете, что происходит в современной Европе – трагедия, демонизм. Можно к этому относиться с гордостью или с осуждением, но мы чувствуем боль. Помрачаются умы современной Европы. Как раз там проявляется дух антихриста. Что такое антихрист? Антихристос. Когда очень важно черное назвать белым, белое черным, добро назвать злом, а зло нормой жизни. Зачастую происходит так, что вывеска «христианин» остается, а духа христианства там нет. В чем это выражается? Начинают искажать тексты Библии, Священного Писания. Например, имя Божие переводить в женском роде, что вообще не допустимо. Вводят так называемое женское священство. Сейчас повсеместно вводится институт эвтаназии, собственно грех самоубийства, прерывания жизни. Все это происходит как-то поступательно. Сегодня в ряде западных развитых стран, в том числе христианских, прежде всего католических, на уровне закона признается однополый брак как норма жизни. Если Священное Писание называет это содомом и гоморрой, то там общество считает это нормой жизни.

Дорогие собеседники, этот грех всегда присутствовал в жизни общества, с самых древних времен. Подобные примеры известны еще с эпохи античности. Но никогда это не называлось нормой жизни. Это называется хула на Духа Святаго. Вот демократия, свобода, братство, равенство. И сегодня в Протестантской Христианской Церкви в Швеции уже вырабатываются молитвы на благословение однополых браков. Так что если мы не будем заниматься просвещением, этот уклад как норму навяжут и нам с вами. И вы думаете, что этого не будет, что наши дети или внуки не проглотят этого? Реклама, ряд фильмов приведут к разрушению. Поэтому мы будем трудиться и свидетельствовать об истинной вере Христовой, как это и заповедано нам древними Святыми Отцами.

— На протяжении долгого периода государство уничтожало веру, душу русского народа. Сейчас будто бы усилия Церкви по нравственному, духовному возрождению со стороны власть придержащих поддерживается, но результаты мизерные. Что это: реклама власти, ее нежелание использовать свои ресурсы в полном объеме, или не способность это делать?

— Здесь есть некоторое противоречие: государство уничтожало веру и душу русского народа. А что такое государство? Это мы с вами. У нас же во главе государства, области, города, района не марсиане стоят. Не с Африки приехали или с американского континента, это мы с вами. Второй момент: по духовному возрождению, реклама это или нет. Дорогие друзья, дом строится годами, а сгорает за один час. И что вы думаете, 70 лет разрушали, а за три года или за несколько лет мы восстановим все? Я думаю, что к идеалам Святой Руси мы будем идти столетиями.

Ежегодно мы сталкиваемся с более чем полутысячью прошений по отпеванию самоубийц. Мы же видим, как грех господствует в жизни людей и доводит их до отчаяния в этой жизни на земле. И когда приходят родственники: родители, братья, сестры, мы говорим: как это так, среди вас жил этот человек, ваш родственник, ваш друг. Какое же у вас было общение, что он решил уйти из жизни. Ну что вы не общались, не улыбались, не встречали вместе праздники? Значит, что-то в вашей жизни не так. И завтра вы или ваши дети наступите на эти грабли.

И самое главное, чему нас учит Церковь? Я прожил в Троице-Сергиевой Лавре 16 лет, закончил семинарию, академию и могу сказать, что церковные устои жизни очень грамотные. Самый главный момент там – это мысль о том, что никто за нас нашу работу не сделает, и ты — кузнец своего счастья. Трудись, молись, и не унывай. У нас же часто психологически, подсознательно присутствует такой момент: за нас кто-то что-то сделает. Вот я захожу в подъезд — разбита лампочка, изуродован лифт. И что, неужели мэр города вкрутит каждую лампочку, отремонтирует каждую кнопку? Или какие-то враги портят все это? Сами же делаем, наши дети, наши внуки. Или выбрасываем мусор на улице. Кто нас заставляет, почему это так? Опять вспоминаются слова из Священного Писания: «Безумец, вытащи бревно из своего глаза, потом увидишь, как вытащить сучок из глаза брата твоего». Своего бревна мы не видим, а вот сучки, которые нам кажутся бревнами в других людях, мы видим со всей остротой и ясностью.

Поэтому дело возрождения касается многих аспектов нашей жизни. Необходимо привести слова Священного Писания: «Изнутри, из сердца вашего исходят и злые, и добрые дела». Достоевский говорит в «Братьях Карамазовых»: «В мире дьявол борется с Богом, а поле борьбы – сердца человеческие».

— Как вы относитесь к введению должности священнослужителя в Российской армии?

— Весьма положительно. Почему? Такие вопросы вот с чем связаны. Церковь изначально призвана к служению, а нам зачастую пытаются навязать иной образ мышления – противопоставления: захват пространства, влияния, власти, материальных ценностей и т. д. Так, мать, заботясь о своем ребенке, приобретает имущество, обустраивает дом, но в этом нет ни капли корысти. Так Русская Православная Церковь воспитывает нас, так и я воспитывался: только служение.

В 90-е годы, в смутное время, по двум направлениям стали активно открываться храмы и приглашаться священнослужители. Во-первых, это тюрьмы. В тюрьмах открыто большое количество храмов, потому что именно там душа человека обнажается, и сила молитвы чувствуется как никогда. Во-вторых, это армия. В 90-е годы мы с вами надсмехались, надругались над армией, считали, что военнослужащие чуть ли не изгои общества. Я помню, было время, когда им за пределами военной части не рекомендовали ходить в форме. Военным практически не платили зарплату. Слава Богу, эти времена проходят. Вспомните слова одного мудрого человека: «Когда государство, народ не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». События и в Югославии, и в Афганистане, и в Ираке показывают, что над нами не безоблачное небо.

Сегодня мы с вами видим и по телевидению, и в газетах, какие есть неустройства в армии, например, неуставные отношения. И мы с вами предъявляем претензии министру обороны, командиру части и т. д., а к родителям тех людей, к их учителям, мы не предъявляем претензии. Но не из пустого же места они взялись, когда такое изуверство, бесчеловечность в людях, в молодых людях, которым по 18–20 лет. У них еще молоко на губах не обсохло, а они уже проявляют такое зверство.

Человека надо учить добру, милосердию, состраданию, кротости, самопожертвованию. Поэтому священнослужитель в армии необходим. Грех изгоняется молитвой, постом и покаянием, а это удел храма Божиего и священнослужителя. Врачевание наших душ происходит через церковные Таинства. Носителями благодати Духа Святого являются священнослужители, а епископ является сугубо ответственным за все, что происходит в епархии. И сердце мое, как материнское, болит сейчас о тех неустройствах, которые происходят. Так что любите своих пастырей, терпите их немощи, молите Бога о них, чтобы Господь дал им силы, и духовные, и телесные. Потому что враг рода человеческого ищет всякую причину, чтобы поставить подножку и отвратить людей от Церкви Христовой. Истинно христианская любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не раздражается, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине. Помогай Бог и нам, и вам. Спасибо.