Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Божественный Промысл: подчиняться или доверять?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 2 (86) 15:40, 29 января 2016

Божественный Промысл: подчиняться или доверять?

amvrosij_optinskij_nastavleniyaМногие из нас время от времени задаются вопросом, почему в жизни произошло то или иное событие? Или, наоборот, почему не сбывается мечта, почему цель, к которой так долго и упорно стремишься, не становится ближе? Как правило, не найдя ответа, человек может засомневаться в своих силах, начать искать виноватых, сетовать на внешние условия, и только верующий обратится к Промыслу Божиему. Но стоит ли полностью полагаться на волю нашего Создателя, не предпринимая собственных усилий? Самые распространенные недоумения о Божием Промысле проясняет клирик Воскресенского благочиния иерей Андрей Маношкин.

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф 10:29–30). Как трактовать эти слова?

— Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет этот стих следующим образом: «Здесь идет речь о Божием Промысле, который простирается на самые малозначащие предметы, даже на двух маленьких птичек, купленных за самую мелкую монету, — ни одна из них не попадет в расставленные сети или не падет мертвой с воздушного пространства без ведения и без попущения Отца Небесного. Бог до мелочей знает все, что до вас касается, и если Он не попустит, то никто не коснется вас. «Самые волосы ваши на счету у Меня: ужели Я покину вас, которых так люблю?» — так говорил Господь Своим ученикам, по замечанию святителя Иоанна Златоуста, не потому, будто Бог исчисляет волосы, но дабы показать совершенное Божие ведение и великое попечение о людях».

Нужно ли стремиться понять волю Создателя?

— Безусловно, для православного человека это необходимо — чтобы идти верным путем ко спасению своей души. Она открывается человеку, если тот старается жить по Его заповедям, стремится к чистоте своих помыслов. Промысл Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь создает для нас такие ситуации, в которых мы сами должны сделать свободный выбор в пользу добра, и через это восходить к Небесному Отцу. Но самые глубины Промысла Божия, в полном смысле этого слова, непостижимы для нашего ограниченного человеческого естества, так что, зная о нем, мы все же не способны постичь его в полной мере.

Как понимать пословицу «На Бога надейся, а сам не плошай?»

— Буквально и понимать! Эта мудрая пословица говорит о том, что человек должен во всем полагаться на волю Божию, но при этом ему самому необходимо трудиться, прилагать усилия как для своего спасения, так и для разрешения различных жизненных ситуаций, ведь Господь дал человеку разум и свободу выбора. То есть, вверив себя Господу, люди не должны предаваться бездействию. В этом случае можно вспомнить слова Господа о Царстве Небесном, где говорится, что оно силою берется и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12).

Если на пути к избранной цели встречается множество препятствий, значит ли это, что Господь испытывает человека? Или же Он предупреждает о том, что избрана не та дорога?

— Возможно и то, и другое. Понять это помогут молитва и смирение. Однажды с тремя афонскими монахами (это был старец Иосиф с двумя учениками) случилась такая ситуация: они взяли билеты на паром, который должен был идти из города Уранополиса на Святую гору, но паромщик грубо обошелся с ними и не впустил, несмотря на наличие свободных мест. Паром отчалил, а старец-монах остался стоять на пристани и молился. Удивленные ученики спросили его, почему паромщик так обошелся с ними. Тот со смирением ответил, что, видимо, не было воли Божией на то, чтобы они плыли на этом пароме. Затем они увидели, что, как только паром вышел из бухты, на море поднялся сильный шторм, корабль опрокинулся и стал тонуть. Тогда монахи поняли, что таким образом Господь уберег их от беды.

Да, иногда Бог посылает нам серьезные испытания для того, чтобы мы духовно возрастали, а иногда попускает человеку претерпеть огорчение или боль, чтобы оградить от большего зла. Только осознать это человек может не сразу, а лишь спустя некоторое время.

Конечно, можно и нужно о чем-либо просить Господа, но при этом человек должен проявлять смирение и сыновнее послушание Отцу, как учил Христос в молитве «Отче наш»: «да будет воля Твоя…» Господь иногда не дает нам просимое в силу того, что это может быть неполезно для нас или мы еще духовно к этому не готовы.

Часто люди сравнивают себя с окружающими: почему одним выпадают многочисленные испытания, а другие, кажется, живут легко. Значит ли это, что в отношении каждого свой Божественный замысел?

— Подобный вопрос в свое время тяготил преподобного Макария Египетского. Святой долго молил Господа, чтобы Он открыл ему, почему у людей такие разные судьбы. На это он получил от Бога ответ: «Макарий, зри в свое сердце, это судьбы Божии». Каждому человеку Господь дает свое испытание, свой крест, по его силам, и мы не знаем, смогли ли бы мы выдержать то, что Бог посылает другим людям. В заключение хочется сказать словами апостола Павла: «Бог всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти» (1 Тим 2:3, 4).

ДЦП и другие тяжелые заболевания у детей — это предопределение по отношению к ребенку, к его родителям и близким или наказание за грехи взрослых?

— Повторюсь, нам неведомы до конца замыслы Божии. В одних случаях тяжелые заболевания могут быть и Промыслом Божиим по отношению к ребенку и родителям, в других — наказанием для вразумления родителей. Вообще, слово «наказание» нужно правильно понимать. В еврейском языке оно близко по значению слову «посещать» (с благословениями или с судом), иными словами «призреть, обращать внимание или взор».

К примеру, в Библии есть выражение «посетить с судом» — это значит стеснить, смирить человека болью, проблемами для вразумления и покаяния (Ис 13:11, Ис 24:21, Ис 26:21, Ис 29:6, Иер 5:9, Иер 11:22, Плач 2:1, Плач 4:4.). Хотя смерть детей тоже возможна как результат Господнего посещения родителей с судом.

В другом случае в Евангелии говорится: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:1).

После этого Христос показал Славу и Силу Божию, исцелив слепорожденного, человека без глазных яблок, сделав зрячим.

Иными словами, можно по-разному рассматривать Промысл или скорби. Главное, что они ведут к спасению души, если человек одумывается и изменяет свой греховный образ жизни, обращается к Богу.

Невольно вспоминаются слова Клайва Льюиса: «Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан — то голосом совести. Если человек не слышит голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий».

Записала Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.