Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Быть при Боге
«Ведомости Нижегородской митрополии» 5 (113) 16:23, 9 марта 2017

Быть при Боге

Путь человека к Богу — как много тропинок разбегается в разные стороны от главной дороги… Хорошо, когда он начинается в семье. Тогда, по крайней мере, идущие по нему близкие люди чувствуют ответственность друг за друга и могут поправить оступившегося. Когда родители и дети торят свою дорогу к храму рука об руку, не только ребенок, но и взрослый черпают для себя поддержку во взаимном примере.

Родители моего полуторагодовалого внука никак не соберутся крестить ребенка, да и дочке их уже четвертый год, а она, хоть и крещеная, а крес­та не носит! Молюсь и за внука, и за внучку, а душа болит: вдруг не дойдет моя молитва за них? Так ли это?

— Нет, это не так. Ваша молитва обязательно будет услышана Господом. Старец Силуан говорил: «Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что, когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы…» Но это не значит, что, как только вы помолитесь, родители тут же побегут крестить мальчика, а на девочку наденут наконец крестик. Бог никого не принуждает к каким-либо действиям, не посягает на свободу человека, но различными способами вразумляет его. Поэтому и молитва ваша за детей должна содержать такое прошение — о вразумлении детей.

И к самому таинству Крещения следует отнестись серьезно. Из вашего вопроса следует, что этой серьезности со стороны родителей при крещении дочки не было, иначе почему она до сих пор не носит крестик? И родители, и восприемники (крестные) призваны воспитывать ребенка в христианской вере, раз уж они решили покрестить его. Это касается не только нательного крестика, но и регулярного причащения Святых Христовых Таин, научения малыша основам веры, воспитания любви к молитве и Церкви. Все это делается с младенческого возраста. А «родители никак не соберутся крестить ребенка», значит, глубокого понимания, зачем это надо, у них нет.

Дело же, как вы, надеюсь, понимаете, не в механическом исполнении каких-то правил, а в истинном осознании, почему мы прибегаем к одному из важнейших таинств — Крещению. Что же вам остается? Конечно же, молиться за своих близких — это, пожалуй, единственное и главное, что может сделать родитель для своих взрослых детей, заботясь об их духовном состоянии.

Сын совсем отбился от рук, не разговаривает, не слушается. Ему семнадцать. Как мне за него молиться?

— Искренне. Этот вопрос всегда звучит несколько странно — «как молиться?» Мы всегда молимся так, как заповедуют нам святые отцы: смотрим на святые иконы, произносим слова молитвы, осеняем себя крестным знамением. То есть внешне молимся мы все одинаково. Но вот в душе — тут никакой одинаковости нет. Поэтому главное, чтобы ваша молитва была усердной и искренней, и тогда она будет услышана и принята Господом, и появятся плоды ее.

И еще более странный вопрос иногда задают: «Кому молиться?» Молимся мы всегда Богу — только Он Податель всех благ. Даже если прибегаем к помощи Божией Матери и святых, получивших благодать содействовать людям в тех или иных прошениях. Господь всегда слышит наши молитвы и обязательно дает нам то, что мы просим. Правда, при одном условии — если это полезно нашей душе, ее спасению.

Вашему сыну 17 лет — переходный возраст. Наберитесь терпения и молитесь за него усердно, не раздражайтесь и его не раздражайте: «отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3:21). Дайте ему повзрослеть и чувствовать себя взрослым мужчиной. И все образуется по вашим искренним молитвам.

Духовное воспитание в семье — об этом мы все чаще слышим с экранов телевизора, читаем в газетах. С чего начать, как и чему следовать? Как прививать ребенку основы православной веры, чтобы он не воспринимал это бездумно, как некую повинность?

— Звучит банально, но я искренне уверен, что начинать любое воспитание ребенка, в том числе и духовное, нужно до его рождения. Я знал одну семью — муж и беременная жена вместе молились, читали утреннее и вечернее правила, кроме того, читали акафисты, вместе ходили исповедоваться и причащаться. Уверен, что еще не родившийся ребенок уже духовно воспитывался. Прошло десять лет, и в этой семье уже четверо детей — трое мальчиков и одна девочка. Все они разные, но у них есть общее качество — для каждого из них Бог, храм, Святое Причастие не отвлеченные понятия. Их не нужно уговаривать или заставлять идти в церковь — эту осознанную необходимость они впитали с молоком матери. Если в семье посещение храма — повинность, которую взрослые несут как долг, а не радость, то ребенок очень рано это поймет, сделает выводы и будет посещать храм и читать молитвы до того возраста, когда послушание кончается. В 14–16 лет он твердо скажет папе с мамой: «Не пойду!», и они заставить его уже не смогут.

Думаю, что нет одинаковых рецептов для всех семей, но если у вас дома царит атмосфера любви, вам удастся воспитать православного человека. Потому что любовь — основа всего. И Сам Бог есть Любовь: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4:8).

Православный человек исповедуется и причащается. Для многих, кто участвует в таинстве впервые, это очень серьезный и важный шаг. С чего начать? Есть ли разница в том, как совершается таинство Покаяния для взрослых и детей?

— До семилетнего возраста дети не исповедуются. Считается, что если они и совершают какие-либо грехи, то делают это несознательно. Грех же — это осознанное преступление нравственного закона, за которое человек несет ответственность. Поэтому до семи лет дети причащаются Святых Таин без исповеди. Хотя и тут бывают исключения. Некоторые дети, часто посещающие храм, и до семи лет имеют понятие греха и хотят покаяться в совершенном проступке перед Богом. Это сделать им никто не запретит, напротив, таким образом они приобретают навык покаяния.

Опытный священник всегда внимательно относится к первой исповеди ребенка. Обязательно выслушает его, задаст вопросы, которые позволят малышу ориентироваться, в чем нужно каяться. Например, любит ли ребенок животных, не обижает ли их, не доставляет ли ему удовольствие издеваться над ними? Или как строятся взаимоотношения у малыша с близкими и родными людьми, с товарищами, не завидует ли он друзьям, не желает ли кому-то зла, не гордится ли он какими-либо своими достоинствами и т.д.

Надо непременно объяснить маленькому человеку, что такое страх Божий, он должен понимать, что это не угроза наказания за проступок, а страх обидеть любящее существо. Это очень важно, к сожалению, не все взрослые это понимают. Если же внушать ребенку, что Господь лишь строго наказывает провинившегося, то как можно воспитать у него любовь к Богу? Полицейских не любят, их боятся. Отсюда очевидно, что подготовиться малышу к первой исповеди должны помочь взрослые. А для этого им необходимо знать особенности возрастной психологии своего сына или дочери, самим ясно понимать, что такое грех.

Иногда родители активно воспитывают в своем сыне или дочери стремление к первенству — в спорте, в учебе и так далее, причем искренне не понимают, что тем самым готовят в неокрепшей душе своего чада почву, на которой может вырасти весьма нежелательный плод — гордыня. Это не значит, что ребенок не должен стараться быть лучше, добиваться успехов, нет, необходима лишь правильная расстановка приоритетов. Впрочем, об этом написано так много книг, что только ленивый родитель не прочтет, как ему воспитывать ребенка, если семья православная.

Моя знакомая крестилась в 35 лет и сказала: «Все, теперь никаких грехов на мне нет, я чистая, каяться не в чем». Права ли она? Надо ли ей идти на исповедь и каяться в том, что она творила до крещения?

— Формально ваша знакомая права: сразу после крещения, пока она не совершила новые грехи, она чиста, ибо вода крестильной купели омывает все грехи человека, кроме прародительского. Омывает, но не упраздняет их в последующей жизни христианина. Кроме того, следует сказать, что в православии, в отличие от католицизма и протестантизма, грех человека является не столько виной его, сколько бедой, болезнью, раной, которую грешник наносит себе сам. Поэтому и пос­ле таинства Крещения, и после исповеди, когда грехи прощены Господом, рана от греха может продолжать кровоточить очень долго, иногда всю оставшуюся жизнь. Нередко бывает, что человек, отягощенный грехами, совершенными до крещения, все же приходит в церковь и исповедуется в них. В этом нет ничего предосудительного. Опасней мнение о себе как о безгрешном, не нуждающемся в целительной силе таинства Покаяния. Уже только в этом присутствуют элементы самого тяжкого и ядовитого греха гордыни. «Если говорим, что мы не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1:8–9).

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.