Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Часовня над Линдой
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (123) 18:31, 15 августа 2017

Часовня над Линдой

Хороша речка Линда. Чистая, рыбная. Правда, 300 лет назад щук и налимов было здесь, наверное, побольше. Сытно, от людских глаз скрытно, от мира далеко — к Богу ближе. Не зря здесь, на берегу лесной речки, в XVII веке монастырь основали. В нем — Успенский храм. Теперь в этих местах село стоит — Успенье. Оно и стало целью миссионерской поездки журналистов «Ведомостей Нижегородской митрополии»,ставшей одним из мероприятий редакционного проекта «Унесенные революцией».

Кара Господня

Успенской церкви в селе уже нет, а название — Успенье — живет. Раньше это местечко называлось Горшки, тут жили гончары, делали посуду, отсюда и название. В 1630–1640-х годах здесь возник маленький монастырь — Горшковская пустынь, еще ее Пафнутиевой называли. Происхождение второго названия неизвестно. Что за Пафнутий? Может, первый здешний пустынножитель?.. Сначала обитель была сама по себе, а потом ее приписали к нижегородскому Благовещенскому монастырю. В XVIII веке грянула секуляризация, церковные земли отошли государству. История Успенской Горшковской пустыни тут и закончилась.

Церковь стала приходской. Она была деревянная с колокольней, два престола: в честь Успения Пресвятой Богородицы и в честь святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, всея России чудотворцев. В 1888 году ее перестраивали, храм подняли на фундамент. Возле церкви на берегу было кладбище. Недалеко, в доме причта, в начале XX века работала церковно-приходская школа.

Перед революцией на приходе было больше 1500 верующих — жители Успенья и ближайших деревень: Заева, Лазаревки, Караваек и прочих. Места здесь староверские. Еще Мельников-Печерский о них писал. И сейчас в той же Лазаревке живут старообрядцы. Небольшую деревеньку пополам дорога пересекает. По одну сторону от грунтовки живут сторонники древлего благочестия, а по другую — «церковники» — так они нас называют.

Последним священником Успенского храма был Владимир Салганский. До сих пор сохранился дом, где он жил. На встречу с журналистами пришла его внучка Галина Анатольевна Ровенец. Живет она в Нижнем Новгороде, в родном же селе — дачница.

— А закрыли церкву в 1937 году, — рассказывает одна из старейших жительниц Успенья Валентина Михайловна Старцева. — Как только забрали батюшку, так сразу вскоре и закрыли. Меня еще крестили в ней.

Долго закрытая церковь просто стояла над рекой, потом там сделали склад, а когда начались хрущевские гонения, власти решили храм разрушить.

— Никто не соглашался его ломать, — рассказывает Галина Анатольевна. — Даже самые горькие пьяницы ни за бутылку, ни за ящик водки. Но был у нас один тракторист, недалеко от храма жил, коммунист. Он и согласился. Подцепил тросом крест на маковке и дернул.

— Я еще помню, как он упал, крест-то, и весь народ к нему кинулся, — вспоминает Татьяна Полиэктовна Щипалина, — чтобы скрыть его куда-то, спрятать. И кто-то его тогда забрал, и икон тоже много по домам схоронили. А у того тракториста через год, прямо у того места, где церковь была, на мосту через Линду сынишку трактором задавило. Насмерть. Он потом каялся, этот коммунист, что церковь разрушил, партбилет на стол положил и стал верующим человеком.

Возрождение

В 2001 году нижегородец Сергей Шишов поехал по грибы. Много раз он по этому мостику через Линду проезжал, а тут взгляд зацепился. У местных жителей расспросил, оказалось, тут церковь была. И не смог равнодушным остаться. Вкопал столб. На нем укрепил Распятие и иконку Успения Пресвятой Богородицы. Две досочки сверху — получился крест-голубец. Потом купил здесь участок, стал жить и продолжал заниматься благоустройством. Не часовня, а что-то вроде беседки получилось. Другой крест поставил. Большой, он сейчас внутри часовни.

Позже к возрождению сельской церкви подключилась Наталья Шокина. Сама она из Нижнего, но ее корни — в той самой соседней Лазаревке. Так случилось, что она стала во главе инициативной группы, воздвигшей часовню на берегу Линды.

— Однажды я была в поездке с миссионерской группой Ирины Алексеевны Беспаловой, — говорит Наталья. — И меня вдруг осенило: «А ведь у нас в Успенье тоже была церковь!» Стала узнавать, оказалось, что тут Сергей с Еленой уже занимаются.

Наталья воодушевила и других. Многие потрудились на стройке, бесплатно давали материалы. Крышу крыл племянник Галины Анатольевны — правнук отца Владимира Салганского. Сегодня внутри часовни — большой деревянный крест и множество икон. Среди них — образ пророка Наума, его сохранила после разорения церкви бабушка Натальи.

Про монастырь и про газету

Возле часовни собрались сельчане. И стар, и млад — пришли на встречу с журналистами. Прочитали акафист Успению Пресвятой Богородицы. Все внутри не поместились, маловата часовенка. Журналисты рассказали об истории Горшковской пустыни и Успенского храма, о редакционном проекте «Унесенные революцией», раздали православную литературу. Об обители, бывшей здесь в XVII–XVIII веках, большинство жителей Успенья слыхом не слыхивали.

— Какой еще монастырь? — удивляются баба Валя Старцева и Татьяна Полиэктовна Щипалина. — Горшки и Горшки наша деревня была, теперь улица Луговая называется села Успенье.

Жители села мечтают возродить храм. К часовне, которая станет алтарем, хотят пристроить молельную часть, а потом, может, и звонницу.

— Ведь там как раз алтарь и был, где часовня, — объясняет Наталья Шокина. — Посмотрите, вот там старая кладка, часовня с одной стороны на ней стоит. Это от алтаря осталось.

— Храм нам очень нужен, — говорят Лариса Николаевна Вовк и Галина Горохова. — Ведь село у нас большое. Сто домов только жилых, да еще дачники. Дети рождаются. А пока нам, чтобы причаститься и их причастить, приходится ехать или в Семенов, или в Быдреевку. Это не ближний свет.

Бог даст, возродится храм на берегу Линды. Кстати, жители рассказали, что и раньше, когда еще только трава да деревья были на месте часовни, как случится у кого какая скорбь, так шли именно сюда. Посидят, помолятся про себя, и сердцу легче.

А как батюшка пел!

Последний настоятель Успенской церкви Владимир Константинович Салганский родился в семье священника в селе Пересекино Сергачского уезда. Окончил Починковское духовное училище и поступил в Нижегородскую духовную семинарию вместе со своим двоюродным братом Александром.

В 1905 году за сочувствие революции братья были отчислены. По протекции родственника или хорошего знакомого, имевшего высокий церковный чин, Владимир стал сторожем, звонарем и псаломщиком в Семенове. Он хорошо знал ход церковной службы и имел необыкновенного тембра баритон. Однажды в церкви ждали архиерея, а диакон не вышел на службу. Владимир заменил его, и архиерею очень понравилось. В результате молодой человек был направлен на должность диакона в село Успенье. А года через два его рукоположили.

В Успенье они жили со своей матушкой с 1915 по 1937 год. Она была сельской учительницей, ходила каждый день за шесть километров в село Чистое Поле. В семье было семеро детей. Прихожане батюшку любили, приходили не только на службы, но и за советом и помощью. Он был очень начитан, в доме — большая библиотека.

На престольные праздники к Салганским из села Дрюково приезжала семья двоюродного брата отца Владимира, тоже священника, гостили друг у друга по три дня. В Успенье дом священника стоит на пригорке. Сарафанное радио работало: «Попы приехали, сейчас петь будут», и вся деревня сбегалась. Мужики, женщины, старики и дети садились амфитеатром и слушали, как поют «По муромской дорожке», «Славное море священный Байкал», «Вечерний звон» — любимую отца Владимира…

После революции жизнь семьи изменилась. Местные активисты хотели заполучить просторный священнический дом и устроить там сельсовет. Но отнять жилье не удалось, оно было оформлено на матушку и до сих пор принадлежит семье. В октябре 1937 года отец Владимир Салганский с братом Александром были арестованы вместе. 3 января священник был расстрелян. Дом не отняли, но отобрали землю. Усад обрезали почти по самое крыльцо, матушку выгнали с работы, и она осталась без куска хлеба с семью детьми. Им тоже немало пришлось претерпеть, но всем удалось получить образование. Шесть внуков выросли у батюшки и десять правнуков.

Материалы страницы подготовила Надежда Муравьева в рамках проекта «Унесенные революцией» при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива»

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.