Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Книга памяти > Честность, искренность и холодная вода
«Ведомости Нижегородской митрополии» 3 (159) 20:31, 14 февраля 2019

Честность, искренность и холодная вода

Первая в наступившем году встреча в Клубе любителей православной книги прошла в библиотеке им. В. Маяковского 31 января и была посвящена приснопамятному владыке Николаю (Кутепову). Ведущая клуба Надежда Тарасова представила книгу Алексея Дьяконова «Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) и его время». Написанная простым языком, легко и увлекательно читаемая, книга дала повод вспомнить и поговорить о любимом архи­ерее, а молодежи — больше узнать о нем. На встрече прозвучали интересные факты из биографии владыки и воспоминания о нем разных людей.

Необыкновенный организатор

— Поколение необстрелянных юнцов, ровесников владыки, было выкошено войной. А его Господь сохранил благодаря тяжелому ранению, — зал с интересом слушал рассказ Надежды Тарасовой о жизненном пути нижегородского архипастыря.

Митрополит Николай был туляк, 1924 года рождения. После окончания десятилетки и оружейно-пулеметного училища его в 1942 году отправили на Сталинградский фронт. Семья молилась о нем, читала Псалтирь. Боевой путь будущего владыки был недолгим. Зимой после ранения он пролежал под завалом и обморозил конечности. В госпитале ему ампутировали на треть пальцы обеих ног и вскоре комиссовали с инвалидностью. Всю жизнь потом у него болели ноги, открывались раны и выходили осколки костей. О войне он говорить не любил. Когда на встрече с жителями Сарова его спросили, сколько танков он подбил из противотанкового орудия, владыка ответил, что, поскольку стрелял не он один, но и его товарищи, как тут подсчитаешь?

Духовным наставником будущего владыки, в чем-то заменившим ему отца, стал архиепископ Антоний (Марценко), человек сложной судьбы. Он был полковым священником в Белой армии и в годы Гражданской войны оказался в эмиграции. В 1940 году вернулся на Родину и воссоединился с Русской Православной Церковью. В 1946 году был назначен управляющим Тульской и Белевской епархии, и молодой фронтовик Николай Кутепов был его иподиаконом и секретарем. В 1951 году архиепископ Антоний был репрессирован и умер в лагере через три года.

А Николай Васильевич в 1950 году поступил сразу в третий класс Московской духовной семинарии и окончил ее за два года, также он окончил Ленинградскую духовную академию. В 1959 году он был рукоположен в священнический сан и стал последним постриженником Киево-Печерской лавры перед ее закрытием. И уже через два года, в 1961-м, ученого монаха возвели в сан архиепископа, в котором он пробыл до 1991 года, когда стал митрополитом.

В период хрущевской оттепели владыка Николай представлял Русскую Православную Церковь за рубежом, налаживая дружеские связи с представителями всех слоев общества. Он сменил множество кафедр (Мукачевскую, Омскую, Ростовскую, Владимирскую, Рязанскую, Калужскую). Был неугоден властям, и его переводили с места на место, поскольку везде он старался возрождать храмы, налаживать церковную жизнь, что у него хорошо получалось. По воспоминаниям его соученика по семинарии, впоследствии митрополита Владимира (Котлярова), он обладал необыкновенными организаторскими способностями. Мытарства владыки Николая по кафедрам завершились в 1977 году, когда он стал управляющим Горьковской епархии, которую возглавлял 24 года, до самой своей кончины в 2001 году.

Это было время бурного роста, епархия буквально преобразилась, став третьей по величине. В 1977 году в ней насчитывалось 43 прихода и 60 клириков, а в 2001-м — 376 приходов и 485 человек духовенства. За эти годы открылись девять монастырей, два духовных училища и Нижегородская духовная семинария, двое катехизаторских курсов, 107 воскресных школ, 20 православных изданий и три телерадиопередачи…

Дополнением к рассказу Надежды Тарасовой стала подборка исторических фотографий, отрывки из документальных фильмов и передач с участием приснопамятного владыки, его прямая речь. Презентацию подготовили сотрудники сектора краеведческой литературы библиотеки Валентина Гордеева и Нина Шеразадишвили.

Урок благоразумия

Среди участников заседания клуба были и те, кто лично знал митрополита Николая, их сообщения были особенно интересны саровчанам.

С обстоятельным докладом выступил Михаил Чумак, который в 2000–2003 годах был заместителем председателя приходского совета саровского храма в честь Всех святых. Он поделился не только своими, но и воспоминаниями других людей, которые он записал, зачитал исторические документы и интервью владыки.

Впервые архиепископ Николай посетил Саров в конце сентября 1989 года. Тогда он познакомился с городом, совершил молебен на Дальней пустынке, освятил Серебряные ключи. Владыка остался доволен сохранностью многих строений Саровского монастыря. По его мнению, это произошло благодаря тому, что город — закрытый.

28 сентября 1989 года в Доме ученых состоялась первая встреча владыки с городской общественностью. Обсуждалась тема передачи Церкви бывших зданий монастыря, которые являются памятниками культуры федерального значения. Уже тогда, при первой встрече, архиепископ Николай показал свою мудрость, призывая горячие головы к благоразумию.

— Не очень ли мы спешим? — спросил он. — Сейчас идет бурный процесс духовного возрождения, растет число приходов, возвращаются храмы. Если в Нижегородской епархии в 1980 году было 46 приходов, то сейчас их 97. Но некоторые думают, что возвратили храмы верующим и на этом все проблемы решены. Всех нас, и верующих, и неверующих, заботит сохранение памятников культуры. На восстановление и охрану памятника требуются огромные средства. И не всегда они имеются у Церкви. Поэтому необходима разумность и естественность при решении таких вопросов. Так, в свое время будет решаться вопрос и с Саровским монастырем. Верю, что здесь возгорится лампада у мощей преподобного Серафима…

Владыка Николай никогда не противопоставлял верующих и неверующих, всех призывая к единству и гражданскому согласию, к сотрудничеству для решения общих задач. Он считал, что всех граждан объединяет ответственность за будущее страны.

Михаил Иосифович рассказал, как владыка умел налаживать добрые и доверительные отношения с чиновниками и руководителями разного ранга. Благодаря ему православный приход в Сарове обрел единомышленников во властных структурах города и его предприятиях. Владыка помог верующим получить первый храм в честь Всех святых, затем — храм в честь Илии Пророка. Помог положительно решить вопрос о передаче Серафимовского храма и найти средства на строительство нового здания драмтеатра, куда переехали актеры. Это целиком его заслуга.

Михаил Чумак впервые побывал в епархиальном управлении на Карповке в связи с началом подготовки в Сарове небывалых по размаху торжеств 2003 года — к столетию прославления в лике святых преподобного Серафима. До конца своей жизни владыка Николай участвовал в работе созданного по его инициативе Попечительского совета. А тогда саровчанин с удивлением наблюдал, как дверь в приемную архиерея не закрывалась, посетители непрерывно сновали туда-сюда. Когда его вопрос был решен, Михаил Иосифович спросил у владыки, откуда у него, пожилого человека, такая стойкость, что он во время продолжительных богослужений никак не показывает своей усталости? Какая физкультура ему помогает?

— Единственное средство, которым я пользуюсь, — холодная вода, — ответил митрополит Николай. — Она дает силы и свежесть. Но, главное, я верю в дело, которому служу, оно для меня — основа основ. И когда я этим занимаюсь, не чувствую никакой усталости, потому что это дело моей души. Если ты честно живешь и искренне служишь, то Господь никогда не оставит тебя…

Пример терпения

Еще один участник встречи, протоиерей Сергий Скузоваткин вспоминал, как в детстве на литургии в Воскресенском соборе Арзамаса родные говорили ему: «Видишь, как владыка служит на больных ногах», и мальчику было стыдно вертеться и жаловаться на усталость. А потом митрополит Николай благословил его учиться в Московской духовной семинарии. Было принято, что семинаристы навещают своего правящего архиерея, когда тот приезжает в Троице-Сергиеву лавру, а он одаривает их.

Отец Сергий привел еще один пример мудрости владыки Николая. Когда власти передавали верующим храм в честь преподобного Серафима, где размещался театр, рассматривались разные варианты, куда переехать труппе. Но владыка занял четкую позицию: «Большевики отбирали храмы и выгоняли верующих, но мы не будем поступать так, как они. Мы не станем выгонять коллектив театра». И труппа доигрывала на Малой сцене, в архиерейских покоях, пока им не построили новое здание. От этого возникло доверие горожан к Церкви. Они помогали восстанавливать храм Преподобного — даже те, кто так и не стали православными прихожанами.

На встрече прозвучало много случаев из жизни, в которых проявлялись доброта митрополита Николая, его любовь к ближним. Владыка был прост в общении и доступен. Два часа в неделю дежурил на телефоне и отвечал на звонки любого человека, который смог дозвониться. Были у него и простые человеческие увлечения. Так, он был страстным книголюбом и собирателем древностей. Оставил библиотеку в 10 тысяч томов, которая была включена в Фонд книжных памятников. Любил рыбалку, которую называл «апостольским делом», и разведение цветов, его любимыми были анютины глазки. Любил общаться с детьми, любуясь чистотой их души. Но главным делом жизни владыки было церковное служение — «тяжелый крест, который дается свыше».

Мария Курякина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.