Главная > Интервью > Что нам позволительно, а что не полезно?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 21 (105) 15:05, 10 ноября 2016

Что нам позволительно, а что не полезно?

Алексий БелецкийКаждый день в жизни человека сопряжен, как правило, с тем, что принято называть суетой житейской. Мы так поглощены беспрерывной заботой о качестве и комфорте жизни внешней, что зачастую упускаем из-под контроля что-то очень важное, именно то, что и способно наполнить нашу жизнь смыслом и сделать ее по-настоящему счастливой. В этом номере мы вместе со священником разбираем вопросы, ответы на которые, возможно, помогут кому-то из читателей иначе посмотреть на свою жизнь. Гость нашей рубрики — клирик храма в честь Всех Святых прото­иерей Алексий Белецкий.

Многие нецерковные люди уверены, что православие строится на запретах. Можно ли с этим мнением согласиться?

— Запреты, действительно, присутствуют, и они, к сожалению, настолько выделяются на общем фоне религиозных предприсаний, что именно по ним судят о жизни Церкви в целом. Возникает встречный вопрос: разве запреты — слишком плохо? Обратимся к жизни артистов театра, балета, спортсменов, воинов, сотрудников силовых структур — во многом благодаря запретам они достигают высот профессионализма. Благодаря творческой деятельности людей, сопряженной с большим количеством ограничений, мы имеем возможность наслаждаться произведениями искусства, радоваться достижениям спортсменов. Запреты приносят большую пользу в жизни общества. Такие же законы действуют и в духовной жизни.

Апостол Павел уже давно это заметил. И в своих посланиях сравнивает христиан со спортсменами, которые благодаря упорным тренировкам, самоограничению, лишениям достигают высоких результатов и побед. Запреты в духовной жизни не абсолютны, являются не самоцелью, а лишь средством для достижения духовно-нравственного совершенства и спасения. В посланиях к коринфянам апостол Павел говорит: все мне можно, но не все полезно, все можно, но ничто не должно обладать мною. Он говорит об абсолютной духовной свободе. Том состоянии, в котором человек способен в своей жизни, действиях, словах руководиться любовью к Богу. Кто из нас может сказать то же самое о себе?

Многие христиане чувствуют в себе духовные слабости, и каждому из нас для освобождения от порочных пристрастий, зависимостей необходимо выполнять определенные правила, которые тоже несут в себе запреты и ограничения. Чтобы мы стали лучше и чище. Современная свобода и возможность делать все, что душе угодно, принесли ли человечеству счастье? Не эта ли необузданная свобода послужила причиной трагедий и болезней нашего времени?

Какие ограничения в жизни христианина помогают, а какие мешают в его движении к Богу и внутреннему совершенствованию?

— У каждого своя духовная жизнь и степень ее напряженности. Можно дать лишь общие рекомендации. Если правила и ограничения духовно вдохновляют человека, вселяют в него желание трудиться, молиться, поститься, угождать Богу, они положительны. И наоборот, если вызывают уныние, подрывают стремление человека к духовной жизни, то такие ограничения вредны, и нужно либо убирать их из своей жизни, либо ослаблять. В выборе того или иного правила человек должен руководствоваться своей совестью, мудростью, пользуясь Священным Писанием, творениями святых отцов и советами своего духовника.

Несколько дней назад все крупные мировые издания опубликовали сообщение: впервые с XVI века вскрыта гробница Иисуса Христа в Храме Гроба Господня. Как вы относитесь к тому, что ученым-археологам и реставраторам разрешили войти в святая святых и проводить научные исследования?

— У Иерусалимской Церкви есть свое священноначалие, которое определяет, допускать или нет ученых для исследования гробницы, где покоилось тело воскресшего на третий день Господа нашего Иисуса Христа. Совершенно не сомневаюсь, что они не найдут там останков тела Господа, Который на третий день воскрес, и Его гроб остался пуст. Я не осуждаю интерес ученых к святыням, не вижу здесь оскорбления чувст верующих. Напротив, научный подход к изучению святынь всегда доказывает правоту христианского мировоззрения, научную необъяснимость христианского чуда. Мне кажется, исследование Гроба Господня — очередная попытка научного знания объяснить то, что оно описать не может, исходя из всеобъемлющего стремления науки все познать и доказать. Это исследование, по-моему, останется без какого-либо научного вывода, не стоит ждать громких открытий. Христианское чудо не может быть объяснимо научным инструментарием.

Выступая на недавнем съезде Союза теат­ральных деятелей РФ, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин раскритиковал борьбу за нравственность в искусстве и призвал всех деятелей культуры выступить единым фронтом против «посягательства на искусство». По сути, он объявил на весь мир, что искусство вне морали. Является ли само стремление к свободе полезным для человека?

— Я с большим уважением отношусь к Константину Райкину, его творчеству и считаю, что он заслужил право высказать свое отношение к месту и роли искусства в жизни общества и страны, но согласиться со всеми его высказываниями не могу. Будучи талантливым артистом и режиссером, он живет искусством и, наверное, потерял ощущение того, что искусство — не самоцель. Его цель все-таки служить более высокому, просвещать зрителя, говорить с ним о ценном и важном. Я в корне не согласен с абсолютизацией свободы в искусстве.

Совсем не понравилось неверие Константина Аркадьевича в искренность чувств верующих, которых он считает лицемерами, проплаченными властью. А в чью искренность он тогда верит? Только в свою и своих коллег?

В своей речи Константин Аркадьевич ссылается на Достоевского, которого он приводит в качестве доказательства вреда цензуры для писателя. Я бы привел другую мысль того же самого Федора Михайловича из романа «Преступление и наказание». Раскольников, замышляя убийство, решил: лучше убить одну старуху-процентщицу и сделать счастливыми многих людей, допустив «кровь по совес­ти». Райкин рассуждает как Раскольников: давайте наступим на интересы верующих людей, с презрением отнесемся к чувствам определенной части зрителей, которая не приемлет идущие вразрез с совестью и нравственностью ту или иную выставку, пьесу, но привлечем большое количество зрителей. Нужно ли такое искусство, если оно приносит вред и боль определенной части общества? Мне понравилась реакция коллеги Райкина по цеху, который ответил ему вопросом на вопрос: «А есть ли запрос в современном российском обществе на произведения искусства с абсолютной свободой без каких-либо рамок?» Находясь в нынешней международной ситуации, испытывая политическое и экономическое давление западных стран, мы как никогда осознали, что западный образ жизни вступает в острое противоречие с нашим: русским, православным — и обязывает наш народ сплотиться и дать отпор навязываемым нам стандартам жизни, в том числе возводимой в абсолют гражданской свободе.

В жизни каждого человека случаются ситуации, когда хочется подбросить монету: орел или решка? Иногда, когда возникают трудноразрешимые вопросы, я открываю Евангелие. Можно ли таким образом узнать волю Божию?

— Многие сталкиваются с ситуациями, когда узнать волю Божию просто необходимо. Праведникам Господь открывает ее непосредственно в явлении, видении или обращении к его душе. Чис­тая, благочестивая жизнь — средство, с помощью которого мы можем узнавать волю Божию. С другой стороны, мы видим в Священном Писании, что воля Создателя открывается людям и другими способами. В книге Деяний святых апостолов говорится, что при избрании 12‑го апостола на место отпавшего Иуды Искариота ученики Христовы применяют жребий, который предваряется молитвой.

Что касается узнавания воли Божией по отрывку из Евангелия, открытому наугад, такой пример я встречал в книгах Сергея Нилуса, который сам таким способом пользовался. На этот вопрос не дашь однозначного ответа. Но как священник и духовник я бы не советовал использовать Священное Писание в качестве гадального средства. Эта книга о Боге и спасении души, и использовать ее для решения своих материальных вопросов неразумно. Наиболее приемлемый способ узнать волю Божию — усердно помолиться и подождать — через какое-то время Господь укажет правильный выбор.

Сейчас большим спросом у европейцев пользуется эвтаназия. В Швейцарии даже появился специальный тур для самоубийц, которым предлагается за 400 евро красиво уйти из жизни. В аптеках некоторых стран Прибалтики появились специальные наборы для самоубийства. Почему люди не хотят жить?

— Они теряют смысл жизни. Швейцария, занимая одно из ведущих мест по уровню жизни, занимает первое место в Европе по количеству самоубийств. Комфортная, сытая жизнь убивает духовное стремление и притупляет духовные чувства, изгоняя из души человека понимание своего предназначения в этом мире. Недаром в нашей стране на протяжении всей истории столько трудностей и проблем. Они толкают нас к раздумьям над своей жизнью. Мы рождаемся не для того, чтобы есть и пить, а для возвышенных задач. Христианство указывает идеал, к которому должен стремиться человек, — благочестие в угождении Богу для достижения святости через уподобление Ему. Еще один высокий смысл жизни — служение людям. Когда человек постоянно стремится к чему-то высокому, находится в состоянии духовного роста, он не способен потерять смысл своей жизни.

Меня мучает совесть за совершенные в прошлом грехи. Я их исповедовала, но они настойчиво тревожат душу, как будто грех не прощен. Что делать?

— Надо сказать однозначно, что грехи прощены. Память о боли за совершенный грех, о душевных переживаниях, которые его сопровождали, сохраняется в душе как рубец, шрам, напоминающий человеку о его преступлении перед Богом. Не нужно думать, что из-за того, что сохраняется память о грехе, сам грех не прощен. Вспомните слова отца Зосимы из романа Достоевского «Братья Карамазовы», который озвучил советы святителя Тихона Задонского. Он говорит: память о грехе очень важна и полезна в духовной жизни человека, потому что она помогает не повторять грех, всячески избегать его и жить с постоянным чувством покаяния, которое порождает в душе спасительное чувство смирения.

Беседовала Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.