Главная > Статьи > Cлово о родном храме
«Ведомости Нижегородской митрополии» 20 (104) 14:09, 27 октября 2016

Cлово о родном храме

Именно так и бывает. Церковь, ставшая по-настоящему близкой и любимой, становится и источником глубокого молитвенного чувства, и местом обретения себя истинного, и просто — объек­том любования, по-детски преданного, вдохновенного. Состояние это знакомо, наверное, любому прихожанину, который давно и не случайно ходит в главный для себя, «свой» храм, тропинка от которого уводит в необъятный мир любви к Матери Церкви. Сегодняшний рассказ о любимом храме посвящен знаковому месту в российской истории — нижегородскому храму в честь Рождества Иоанна Предтечи, что на Скобе.

Зигзаг истории

Прогуливаясь перед Коромысловой башней Нижегородского кремля, залюбовалась чудесным видом на Стрелку и Рождественскую улицу. Сколько же храмов открывается взору! А ведь наше поколение большую часть жизни прожило во времена, когда на весь огромный город не насчитать было и пяти действующих храмов, а церковь с обрушенной колокольней, пустыми глазницами окон и березками вокруг купола представлялась явлением совершенно обыденным. А сегодня девять действующих церквей насчитала я, видных только с этой высокой точки. У каждого храма неповторимое прошлое и свое современное лицо. Но, на мой взгляд, по своему значению в истории города, да и всей России, храм в честь Рождества Иоанна Предтечи занимает среди всех центральное место.

Если взглянуть на храм со стороны площади Народного единства, то может показаться, что расступилась на миг земля под кремлевской стеной и выплыла оттуда красавица-церковь с белоснежной стройной колокольней, раззолоченными куполами, да так и осталась стоять на высоком подиуме символом народного подвига во славу православной веры. Но это лишь игра воображения.

Деревянная церковь XVI столетия, с паперти которой, по одной из версий, гражданин Козьма Минич Захарьев Сухорукий обращался к жителям города со своим воззванием помочь Московскому государст­ву и вступиться за православную веру, конечно же, не сохранилась. Да и сам каменный храм, отстроенный во второй половине XVII века купцом Гавриилом Степановичем Дранишниковым, многое претерпел в прошлом столетии от иных гонителей, отнюдь не иноземцев. Ведь нашелся человек, что недрогнувшей рукой подписал план застройки и кощунственный проект, по которому в часовне храма был устроен общественный туалет, а в основных помещениях — склады!

Церковь вернули Нижегородской епархии в 1995 году в плачевном состоянии, на возрождение ее требовались огромные деньги. Выполняли сначала самые необходимые работы, и уже 7 января 1996 года на праздник Рождества Христова митрополит Николай (Кутепов) отслужил в храме первую Божественную литургию.

В 2004 году в связи с подготовкой к введению нового государственного праздника — Дня народного единства — власти приняли решение о реставрации исторического места. Летом 2004 года начались строительные работы, а в 2005 году церковь была полностью восстановлена.

Помню торжество по случаю освящения возрожденного храма. Праздник Казанской иконы Божией Матери, отмечаемый в день, когда этот чудотворный образ был внесен в освобожденную от поляков Москву 22 октября (4 ноября) 1612 года князем Дмитрием Пожарским, возглавлявшим народное ополчение. Ясный морозный день сиял нестерпимым блеском первых сугробов, бездонной синевой чистого, без единого облачка небосвода, золотыми потоками ослепительного солнца. Толпы людей, заполнившие улицы и переулки перед площадью, радостно заколыхались, зашумели, когда под праздничный перезвон колоколов из храма появился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшество только что совершил чин великого освящения восстановленного храма и принял участие в церемонии открытия памятника гражданину Минину и князю Пожарскому. По случаю празднества к памятнику доставлена чудотворная Казанская икона Пресвятой Богородицы из Вознесенского Печерского монастыря.

Как дома

Несколько лет спустя храм Рождества Иоанна Предтечи стал для меня самым родным домом Божиим. В который раз прохожу мимо памятника Минину и Пожарскому, поднимаюсь по высоким ступеням и, перекрестившись, открываю тяжелую дверь.

Стены храма украшают прекрасные росписи. Слева направо под потолком сменяют друг друга сцены из жития великого Пророка. Вот святая Елизавета с нежностью глядит на новорожденного младенца. Святой праведный Захария, лишенный дара речи за то, что не сразу поверил выпавшему на его долю великому жребию, пишет на дощечке: «Иоанн»… Крещение Спасителя — великое смирение Богочеловека, принимающего омовение от смертного. Художник замечательно правдиво передал цвет иорданских вод — ни с чем не сравнимый молочно-бирюзовый поток резкими струями огибает пречистое тело Христа. Таким остался Иордан и до наших дней, обманчиво тихая гладь скрывает бурное течение, а ранее пустынные берега обросли редким кустарником… Пир у нечестивого царя. Черноглазая пышнотелая Саломия развела в танце изящные точеные руки. Ее мать на ухо нашептывает захмелевшему любовнику свои злобные мысли. Откуда в женщине столько жестокости, что и полцарства не жаль за голову обидевшего ее Пророка?

У алтаря — образ Предтечи, единственный в городе с частицей святых мощей. С другой стороны — с детства любимая Казанская икона Божией Матери, подаренная Патриархом Алексием II на освящение храма. Неподалеку другая икона Богоматери — «Неупиваемая Чаша», которой традиционно молятся об избавлении от страшных бедствий нашего времени — алкоголизма и наркомании.

Мерцают золотом образа святых, многие — с частицами мощей. Это и любимые всеми верующими преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский, святитель Николай, святая мученица Екатерина. Не так давно появилась икона с изображением Оптинских старцев, тоже с частицами мощей. Есть и уникальная икона, которая не встречалась мне в других храмах: святые мученики Константинопольские Мартирий и Маркиан были нотариями, то есть секретарями у праведного Павла, Патриарха Константинопольского, и предпочли мученическую смерть от рук еретиков отречению от православной веры. По молитвам им Господь посылает помощь не только нотариусам, но и всем деловым людям в честных и законных сделках.

А вот эта небольшая икона вызывает у меня особенные чувства. Священномученик Иоанн Лазарев и мученица Анисия Масланова — настоятель храма и староста, арестованные по подлому доносу в 1937 году. Они остались верны своим убеждениям, никого не предали, не подписали никаких показаний и были казнены безбожниками в 1937 году. Среди предъявленных им фантастических обвинений — «хранение золота» (церковной утвари), «предоставление своего дома для сборищ антисоветских элементов, духовенства и бродячих монашек» — так была истолкована христианская добродетель странноприимства. Мне этот образ особенно дорог — по молитвам святой Господь послал выздоровление моей молодой родственнице Анисии, получившей тяжкую душевную и телесную болезнь из-за неразумного общения матери с экстрасенсами. Так случилось, что именно в этот храм привел меня Божий Промысл.

Духовные наставники и чада

За четыре года в храме сменилось пять настоятелей, которые приводили с собой духовных чад и оставили каждый свой вклад на благо церкви: отец Вячеслав Сеничев объединял прихожан в желании посещать Божий храм, отец Андрей Бандин организовал чтение Псалтири, отец Владимир Гофман собрал вокруг себя творческих людей.

Самые верные прихожане до сих пор приезжают сюда из отдаленных концов города. Валентина Федоровна с Автозавода считает, что в церкви на площади Народного единства царит особенная благодать. Валентина Павловна еще хранит благодарную память о первых настоятелях возрождавшегося храма: отце Николае Соседкине, взявшем на себя материальное восстановление церковных зданий, и отце Александре Лехно, бывшем, по словам ее мужа, настоящей православной энциклопедией.

И сегодня атмосфера в храме по-домашнему доброжелательна. Ласково теплятся огоньки свечек, стройно и вдохновенно поет где-то на высоте хор. У служащего иерея, отца Алексия, немалая семья: две маленьких дочки и сын-грудничок Иван. После причастия, сидя на руках у матушки, он деловито мусолит просфору, потом отрывается от трапезы, смотрит на меня не по‑детски пристально и протягивает остатки. Вот оно, православное воспитание! Без заученных фраз и шаблонных мероприятий.

В храм часто привозят для поклонения чудотворные иконы, служатся молебны. Самым значительным торжеством за всю современную историю стало пребывание в нем в июне 2006 года великой святыни христианского мира — десницы Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Святыня прибыла в кафедральный Спасский собор 25 июня 2006 года, потом крестным ходом перенесена была в храм, освященный в честь этого святителя. Пока процессия со святыней шествовала в храм из кафедрального собора через мост, небо хмурилось и проливалось редким дождем. А как только свернула на Нижневолжскую набережную, солнце засветило, заиграло на красно-золотых ризах священнослужителей, раздуваемых волжским ветром, словно паруса, запели колокола на колокольне и басовито загудел большой колокол на кремлевском откосе. Господи, как же Ты милостив к нам!

Вот уже 11 лет прошло со дня повторного освящения храма, время постепенно накладывает свой отпечаток на благородное сооружение. Нарушилась гидроизоляция, и грунтовые воды подмывают фундамент, легкие трещинки-морщинки побежали по росписям, уже не таким ярким, как прежде. Храм требует заботы, а православного народа в окрестностях не проживает. Все офисы, магазины да рестораны… Жаль, что утрачен у нас обычай заглядывать в храм перед работой —попросить благословения на новый день или вечером — поблагодарить Господа за мирный и сытый день минувший. Да и традиции нижегородского купечества, состоявшие в попечении о ближайших храмах, не на пустом месте выросли: знали наши предки, что за благоустрои­телями и попечителями дома Божия сами Христос и Пресвятая Богородица присматривают.

Евгения Карезина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.