Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Епископ Фостирий. Возвращение из забвения
13:38, 27 августа 2013

Епископ Фостирий. Возвращение из забвения

Шестой год существует и постоянно обновляется в Ветлужском краеведческом музее экспозиция «Ветлуга православная». В рамках экспозиции открыта выставка деревянной храмовой скульптуры «Евангельские образы в человеческой ипостаси». Год назад в Ветлужском районе был дан старт долгосрочному проекту «История православия земли Ветлужской». Его инициаторами выступили сотрудники музея — с целью объединить усилия учреждений культуры, системы образования Ветлужского района и Православной Церкви в патриотическом и духовно-нравственном воспитании населения края, пробудить интерес к истории православия.

Ветлужские краеведы ведут большую исследовательскую и выставочную работу, проводят консультации, готовят материалы к публикации, возвращают из забвения имена священнослужителей и мирян, пострадавших за веру Христову. Предлагаем вашему вниманию рассказ об одном из таких подвижников.

Преосвященный Ветлужского округа

Время духовного сиротства на Ветлужской земле, как и по всей нашей стране, началось в 30-е годы двадцатого столетия. Осиротели церкви по всей округе: остались без настоятелей и священнослужителей. Осиротели и люди, лишившись духовных пастырей. В августе 1937 года были арестованы священники Ветлужской округи во главе с епископом Неофитом, на Покров — священники и дьяконы собора, а в декабре арестовали епископа Фостирия, жившего на покое, и множество православных мирян.

Среди них был и Николай Федорович Голубев, который впоследствии вспоминал: «Забрали меня ночью. Предъявили обвинение: вступил в заговор против советской власти вместе со священниками. Той же ночью погнали этапом в город Варнавин. Шли сутки, а дело было зимой, в Николу зимнего…» Этим же этапом шел и епископ Фостирий. По свидетельствам очевидцев, владыка, старый и больной человек, не мог идти, его посадили на одну из подвод, на которых везли вещи. Стояли сильные морозы, и в пути он замерз.

Послужной список

Фостирий — имя монашеское. Кем же был в миру этот человек, живший в Ветлуге и принявший мученическую смерть за православную веру? Краткие сведения о епископе Фостирии мы нашли на сайте Томской епархии.

«Преосвященный Фостирий (в миру Павел Ксенофонтович Максимовский) родился 21 октября 1864 года. Окончил Костромскую духовную семинарию, и 10 сентября 1895 года был рукоположен в сан священника. Служил в городе Ветлуге Нижегородской области. В 1930 году, после 35-летнего служения в священном сане, пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита. 9 ноября того же года хиротонисан во епископа Томского. В 1933 году назначен епископом Челябинским, но в управление не вступил. С 1933 года — епископ Сызранский».

В материалах Ветлужского музея имеется послужной список отца Павла, который занимает семь страниц «Клировой ведомости о Ветлужском Воскресенском соборе за 1930 год». Из этого документа мы узнаем о деятельности Павла Ксенофонтовича на благо Церкви и ветлужского общества.

Много лет он состоял законоучителем в учебных заведениях города, в том числе в женской и мужской гимназиях, заведовал уездной учительской библиотекой, состоял депутатом от духовного ведомства в Ветлужском уездном Земском собрании и в Ветлужской городской Думе. Был благочинным первого Ветлужского округа, пользовался огромным авторитетом среди духовенства и мирян.

За особые труды по народному образованию и «за усердие и ревностное служение Церкви Божией» награжден орденом Святой Анны третьей степени, бронзовой медалью и крестом в память 300-летия царствования Дома Романовых, книгою «Библия» от Священного Синода, золотым наперсным крестом. Святейшим Патриархом Тихоном в 1923 году награжден палицей, а в 1929 году ко дню Святой Пасхи бывший тогда заместителем Патриашего Местоблюстителя и митрополитом Нижегородским Сергий (Страгородский) удостоил его права ношения митры.

Пострижение в монашествоЖил отец Павел с семьей на центральной улице Ветлуги, в собственном доме. Он рано овдовел. В марте 1917 года умерла жена, а в ноябре 1918-го расстрелян старший сын Инна, учащийся восьмого класса Ветлужской гимназии «за участие в вооруженном белогвардейском восстании против советской власти». Ничего неизвестно о других его сыновьях — Борисе 1902-го и Владимире 1904 годов рождения.

Дальнейшая судьба Павла Максимовского прослеживается в нескольких документах. Вот одна из последних записей, сделанных его рукой в церковной книге о себе самом: «Согласно прошению и по болезненному состоянию уволен от обязанностей протоиерея собора с зачислением в заштат резолюциею Преосвященного Неофита, епископа Ветлужского, от 28 февраля 1930 года за №191 с 1 марта 1930 года. Протоиерей Павел Максимовский».

В январе 1931 года вышел первый номер «Журнала Московской патриархии». В разделе «Хроника церковной жизни» нами обнаружена очень важная информация: «7 ноября (1930 года) в Казанской церкви бывшего Крестовоздвиженского монастыря в Нижнем Новгороде митрополит Сергий постриг в монашество протоиерея города Ветлуги отца Павла Максимовского с наречением имени Фостирий. 9 ноября Преосвященным митрополитом Сергием, епископом Кронштадтским Венедиктом, епископом Богородским Александром и епископом Арзамасским Дометианом архимандрит Фостирий хиротонисан во епископа Томского».

В июне 1934 года епископ (к тому времен Сызранский) уволен на покой и вернулся в Ветлугу. Нам, к сожалению, неизвестно, где епископ Фостирий жил в Ветлуге в последние годы. Возможно, эта информация есть в деле арестованного, которое хранится в Государственном архиве Нижегородской области. В «Книге памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области» имеется запись: «Максимовский Павел Ксенофонтович,.. житель города Ветлуги, без определенных занятий, ранее архиерей города Ветлуги. В 1937 году приговорен «тройкой» к расстрелу. Расстрелян 27.01.38 года».

Но, поскольку по свидетельству очевидцев владыка замерз во время этапа по дороге в Варнавин и был похоронен в безымянной могиле, можно предположить, что документы, вероятно, продолжили свой путь, и дело было закрыто спустя месяц после его смерти как о расстрелянном по приговору.

Чтобы помнить, поминать…

Наступили долгие годы забвения. Чужая злая воля, рабский страх, думы о хлебе насущном, казалось, вытеснили из памяти воспоминания о прежнем укладе жизни. Но сегодня у нас есть возможность безбоязненно возвратиться к прошлому, вспомнить своих предков и их духовных наставников. Вспомнить — чтобы помнить, поминать…

В заключение я не могу не привести слова иеромонаха Дамаскина о таких людях, как епископ Фостирий: «Лишенные всего, не имея возможности служить в условиях крайне неблагоприятных для духовной настроенности, для молитвы, эти исповедники держались мужественно. И достойно пронесли свой крест… И святость их — не только в мученической кончине.

Эти новые святые шли в жизни христианским путем, а когда пришел Богом назначеный час, исповедовали истину этого пути в своих крестных страданиях. Они особенно близки нам как жившие в наше время, наши современники и сродники…»

Антонина Щеглова, ученый секретарь Ветлужского краеведческого музея

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.