Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Епископ Зарайский Меркурий: «Историческая память поможет нам сохранить единство»
19:12, 22 октября 2009

Епископ Зарайский Меркурий: «Историческая память поможет нам сохранить единство»

Одной из новаций начавшегося учебного года в российских школах стало введение преподавания основ религиозной культуры и светской этики (пока, правда, в качестве эксперимента). О том, где и как предполагается проводить этот эксперимент, рассказал член Совета Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий.

— Преподавание основ религиозной культуры и светской этики начнется в этом учебном году, но не с 1 сентября: только весной 2010 года эти дисциплины появятся для четвертых классов (в последней четверти учебного года) средних школ. А с первой четверти нового 2010/11 учебного года к ним присоединятся пятиклассники. Всего в рамках эксперимента планируется охватить 256 тыс. учеников, а преподавать им будут 44 тыс. учителей. На данный момент в число 18 регионов, где пройдет этот педагогический эксперимент, включены Вологодская, Курганская, Свердловская, Тамбовская и Тверская области, Камчатка и Красноярский край, Калмыкия, Чувашия и Башкирия, Еврейская автономная область. В эксперименте не участвует Москва, но в него просится Новосибирская область.

— Ваше Преосвященство, в прошлые годы в некоторых общеобразовательных российских школах уже велось преподавание православной культуры. Функционируют воскресные школы при православных храмах и государственные еврейские школы. Что нового в сегодняшнем эксперименте?

— Действительно, уже накоплен положительный опыт преподавания основ православной культуры в большом количестве регионов: число общеобразовательных школ, в которых преподаются ОПК и (или) другие факультативы духовно-нравственной направленности, еще три года назад достигло 11184.

Но в прежние годы в разных местах это делалось по-разному: были разные методики, разные учебные пособия, даже сами названия учебного предмета отличались друг от друга. Проведение эксперимента преследует цель найти оптимальную модель преподавания, унифицировать учебный процесс. Ставится, например, задача написания единого учебника. Поэтому «экспериментировать» мы будем не над самой идеей преподавания религиозной культуры, которая за прошедшие годы себя вполне оправдала. А будем внедрять оправдавшие себя на практике формы и методы преподавания, подходящие модели подготовки учителя, удобные схемы организации взаимодействия участников образовательного процесса, вносить коррективы в содержание отдельных учебников и пособий.

— Есть ли сегодня подходящий контингент педагогов, которые смогли бы справиться с этой задачей?

— Дело в том, что эксперимент проводится в тех регионах, где до сих пор такие курсы прежде, как правило, не читались. Отсюда возникает вопрос подготовки преподавательских кадров. Наш Отдел готов оказывать им методическую и консультационную помощь. Планируется, что в Отделе со временем появится подразделение по вопросам преподавания, в частности, «Православной культуры» в государственной и муниципальной школе, в сферу компетенции которого будут включены вопросы учебного обеспечения, содействия в подготовке кадров учителей, взаимодействия между епархиями. А ныне при Отделе уже создана и достаточно успешно работает Комиссия по преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию. К работе в ней уже привлечены и продолжают подключаться специалисты в области педагогики, как светские, так и церковные. Они имеют богатый практический опыт работы в области преподавания православной культуры.

— Вы много лет прослужили в Патриарших приходах в США. Есть ли что-то полезное в заокеанском опыте образования для России, в том числе в преподавании основ религии, ведь США тоже многоконфессиональная страна?

—Понимаете, Америка — это большой плавильный котел, где ценой сплочения людей в единую нацию нередко становится утрата ими своей культурной самобытности. Хотя люди там не менее религиозны, чем в России.

В США дети получают образование не для общего развития, становления всесторонне развитой личности, а для того, чтобы лучше устроиться в этой жизни, найти свое место под солнцем. Мы с вами — другие. У нас 1000-летняя история, тесно связанная с православием как государствообразующей религией. И если мы об этом забудем, то этот каркас, скрепляющий своими крепами огромную территорию, пока еще единую, может рухнуть. Поэтому в наших условиях духовность, нравственность, историческая память — это не отвлеченные понятия, а единственный способ сохранить то, что завещали нам предки.

Патриархия.ru

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.