Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Грех и освящение
«Ведомости Нижегородской митрополии» 12 (96) 16:42, 24 июня 2016

Грех и освящение

imageДля большинства верующих область сакрального — все, что касается церковных священнодействий, границ греха и представлений о священном — остается «терра инкогнита». Едва начиная оценивать происходящее с духовной точки зрения, люди застывают в растерянности: что можно, что нельзя, а что нежелательно ввиду сомнительных последствий? Нюансы некоторых духовных ситуаций сегодня нам поясняет иерей Сергий Ериськин, клирик Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря и настоятель храма в честь Воскресения Христова села Онучино Дивеевского района.

В каких случаях можно пригласить священника на дом? И сколько это может стоить?

— Священника можно пригласить в любое свободное от службы время. Чаще всего люди приглашают причастить или особоровать своего близкого. Конечно же, священники посещают в таком случае только недужных, которые сами не могут дойти до храма и выстоять богослужение.

Иногда священников приглашают освятить дома, квартиры, дачные участки, места под строительство или автомобили, либо отслужить панихиду на могиле усопшего.

По поводу платы за требы. Чаще всего священники никаких цен не назначают. У всех людей разные возможности. Кто сколько может, и как Господь человеку на сердце положит, тем и нужно довольствоваться. Священник — это же не сантехник. У него нет прейскуранта. Через священника Господь дает благодать нуждающимся людям, поэтому служение не измеряется деньгами. Но в то же время у священника, как у обычного человека, есть семья, финансовые потребности.

От бабушки осталось много самодельных икон. Вырезанные из календарей, в большой деревянной раме со стеклом, фольгой, бумажными цветочками… Я не против икон вообще, но эти явно не могут уже служить своей цели. Что с ними делать?

— Если из этих икон все же есть более или менее хорошие, не выцветшие, то, конечно, их нужно оставить себе. Это нужно не на память о бабушке (или не столько на память о бабушке), а для того, чтобы чувствовать Божию благодать, которую Господь изливает через намоленный годами образ Божий.

Те же иконы, которые уже потеряли облик, можно обновить своими руками — что-то заменить, что-то подкрепить; либо деревянную раму со стеклом использовать как киот для других, новых икон. А все оставшееся, то, что уже невозможно использовать, отнести в храм и отдать церковным служителям на сжигание. Ни в коем случае не выкидывать.

В чем смысл паломничества? Что, в святых местах Бог лучше слышит наши молитвы?

— Одним из свойств Божиих является вездесущие. Господь всюду слышит наши молитвы. Но в святых местах, намоленных веками теми или иными святыми, нам легче задуматься над своей духовной жизнью. Видя места, в которых жили и трудились святые, прикладываясь к их мощам, мы чувствуем особую благодать, которую Господь дает здесь. Часто в местах паломничества есть святые источники, в которые можно окунуться, прося у Господа исцеления духовных и телесных недугов. Но самое важное в паломничестве — это духовно-телесный подвиг. Без него паломническая поездка становится обычной туристической поездкой, не приносящей никакой духовной пользы.

Грех ли играть в лотерею? Я слышал, что выигрыш — лихоимство, нетрудовой доход и, стало быть, грех.

— Самый важный момент здесь не выигрыш. Важнее то, что при этом у человека, участвующего в этом, появляется азарт, а затем незаметно все это переходит в страсть. А страсть — это уже духовная болезнь. Сначала — лотерея, затем — игровые автоматы, казино и прочее. Сколько слез проливают родственники людей, попавших на крючок этой страсти! Сами больные сознают, что больше теряют, чем выигрывают; но ничего с собой уже без Божией помощи поделать не могут.

Как понимать грех сластолюбия? Не есть сладкого? Получается, все лакомства, кондитерские изделия греховны?

— Сластолюбие — это страсть, проявляющаяся в чрезмерном стремлении к чувственным, плотским наслаждениям. Увлечение сладостями тоже можно отнести к этой страсти. Само по себе вкушение кондитерских изделий не греховно. Греховна зависимость от них, то есть доведение себя постоянным вкушением сладостей до такого состояния, когда чувствуем дискомфорт, раздражительность, а иногда и гнев при отсутствии сладостей. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое» (Кор 6:12–13).

Есть ли какие меры духовной предосторожности при раздаче вещей от покойника? Когда и как это делать? До 40-го дня или после? Кому отдавать? Что делать, если предлагают вам?

— Когда, как и кому раздавать вещи ушедшего от нас человека, не имеет никакого значения. Некоторые говорят, что до 40-го дня нельзя раздавать вещи покойника, вроде как душа его все еще по земле ходит; дескать, обидится. Ну, разве покойник не понимает, что он уже умер и ему эти вещи не понадобятся?! И даже больше! Об этом ли душе думать, когда нужно давать отчет о своей жизни?! В то же время, если вещи раздавать людям на молитвенную память об усопшем, это было бы хорошей поддержкой душе в загробной жизни.

У меня компания старых друзей. Я со временем по милости Божией пришел в Церковь, один мой друг увлекся йогой, другой — вообще какой-то психоматрицей Пифагора. Мне жаль рвать нашу старинную дружбу. Могу ли я не делать этого?

— Можно продолжать дружить, если мы твердо стоим в нашей вере. Возможно, наши друзья, видя нашу духовную жизнь, поймут ничтожность и неправильность своих взглядов и обратятся к православию. Но не нужно и переоценивать свои возможности. Нам может только казаться, что мы укрепились в православии, а на самом деле мы только в начале пути.

Есть ли такие молитвы, чтобы Бог наказал обидчика? Я знаю нескольких преступников, избегших наказания. Вижу, как они благоденствуют, и просто не могу  жить спокойно.

— «Око — за око, зуб — за зуб» (Лев 24:20) — это ветхозаветные установления. Христос же пришел в этот мир с новым учением. В своих проповедях Он призывает за удар по щеке подставить другую щеку, смириться. И Сам первым являет нам образ смирения Своей жизнью, мучениями и смертью. Поэтому в нашей Церкви не существует молитв о наказании обидчиков. Наоборот, мы просим, чтобы Господь «ненавидящих и обидящих нас простил». Мы не должны ждать возмездия в этой, земной, жизни. Будет вечная жизнь после Страшного суда, на котором каждый унаследует жизнь по своим заслугам: вечную радость в Царстве Божием либо же вечные муки в адской геенне.

Могут ли христианину помогать обереги и талисманы, если освятить их в церкви?

— Обереги и талисманы не имеют никакого отношения к Церкви, к православию. Поэтому нормальный христианин их не может ни носить, ни держать у себя дома; тем более пытаться просить священника освятить. Есть у нас нательные крестики, есть наперсные образки. Вот их мы и должны освящать в храме. И нося на себе, просить у Господа через них защиты для наших душ и телес.

Подготовил  Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.