Главная > Интервью > Художник Алексей Гарин: «Блик на стекле, лист на асфальте — за все спасибо!»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 18 (102) 16:59, 22 сентября 2016

Художник Алексей Гарин: «Блик на стекле, лист на асфальте — за все спасибо!»

dsc09612С Алексеем Гариным мы знакомы достаточно давно. Признанный живописец, мастер пейзажа, участник многочисленных выставок разного уровня. Но лучше представят его не регалии и заслуги. С первых минут разговора с художником понимаешь, что перед тобой не просто яркий представитель современного импрессионизма, а человек, который выбрал эту творческую стезю потому, что умеет радоваться жизни, каждому ее мгновению, и за все благодарить Бога.

Наша встреча с Алексеем откладывалась несколько раз. А состоялась — в день проводов из Спасского собора Табынского образа Пресвятой Богородицы, который находится в непрерывном с 2010 года крестном ходе. Алексею этот факт показался знаковым — тем маленьким чудом, которые он привык в своей жизни подмечать, быстро переносить на холст и делиться запечатленным ощущением со зрителем.

— В каком бы стиле, манере ни выражал себя художник, все равно можно определить его внутренний мир, философию, систему взглядов. Когда смотришь на ваши работы, без труда догадываешься, что их автор — человек верующий и неравнодушный к судьбе своего края, Отечества.

— Я не зря состою художественным руководителем общественной организации «Наше Отечество». По своей сути эта организация — светская, но она сумела объединить под своим крылом множество православных людей, как воцерковленных, так и тех, кто только на пути к Богу. Среди них художники, писатели, музыканты, священнослужители. Им всем небезразлично, где они живут и в каком Отечестве будут жить потом.

«Наше Отечество» — творческое объединение. Но юридическая форма общественной организации позволяет более целесообразно участвовать в различных направлениях просветительской и миссионерской работы. За годы существования творческого объединения мы осуществили немало проектов — общественные мероприятия, выставки, пленэры, провели несколько крестных ходов на территории Нижегородской епархии.

Объединение выступило инициатором возрождения и проведения крестного хода из Нижнего Новгорода в Дивеево в 2011 году. Мы разработали специальный маршрут, который пролегал через населенные пункты, где остались разрушенные храмы, а также места, где ранее находились обители, исторически и духовно связанные с именем преподобного Серафима Саровского. Среди них, кстати, был и ныне уже возрождающийся Мало-Пицкий Скорбященский женский монастырь в селе Малая Пица Дальнеконстантиновского района. Он начал восстанавливаться после того, как крестный ход посетил эти места. Разве не чудо?

Четыре года назад мы выступили с инициативой возродить крестный ход в Дивеево из Городца.

— Как я понимаю, это уже третий по счету крестный ход, инициированный «Нашим Отечеством». С чем связано такое внимание творческих людей к крестным шествиям?

— «Наше Отечество» Божиим Промыслом является попечителем нескольких святынь. В том числе чудотворного образа преподобного Серафима Саровского, написанного в середине XIX века. По оценкам специалистов, икона создана человеком, который лично видел святого. Потом появлялись другие святыни. Какие-то иконы мы реставрировали и передавали по благословению нашего духовного руководителя в храмы, другие оставались под попечением «Нашего Отечества» для дальнейшего участия в миссионерских проектах.

Недавно еще одна святыня пришла под покров объединения — четырехчастная икона XVII века. В ее составе образ Софии, Премудрости Божией, и три образа Божией Матери. Владелец подарил ее нам из своей домашней коллекции. Образ отреставрировала Анна Артамонова — специалист от Бога, один из лучших реставраторов в Нижнем Новгороде. Это было как раз перед Николаевским крестным ходом.

b21876— Расскажите подробнее об этом крестном ходе.

— Он возник удивительным, чудесным образом. Все началось с деревни Николаевка, откуда родом друг «Нашего Отечества» — сотрудник картинной галереи в Сарове Татьяна Изутова. От нее мы узнали, что история этой деревни связана с именем царя-мученика Николая. По всей видимости, она возникла после того, как этим отрезком проезжал царский поезд, который следовал в Саров на прославление батюшки Серафима. Между тем, у многих из нас найдутся удивительные истории и события, связанные с помощью святителя Николая Чудотворца на дорогах и в житейских обстоятельствах. Мы захотели выразить свою благодарность этому великому святому и установить часовню около железной дороги перед въездом в деревню Николаевку. Владыка Лысковский и Лукояновский Силуан благословил наше начинание. В прошлом году 1 августа состоялось освящение места под часовню. А спустя год часовня уже была возведена, причем без большой финансовой поддержки, что тоже является настоящим чудом.

— Николаевский ход привязан к памяти святителя Николая Чудотворца или царственного страстотерпца?

— Крестный ход начинается 19 мая, в день рождения царя-мученика Николая, и заканчивается 22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца. Он выходит из Покровского храма в городе Лукоянове, идет через Николаевку, Силино, Шатки и приходит в Елховку — три дня пути. Мы надеемся, что Николаевский ход станет ежегодным. Планируем расширить маршрут. Пешая часть будет завершаться в деревне Красный Бор, а из нее будет организовано движение автоколонны со святынями до Арзамаса, где находится Николаевский женский монастырь. Очень хочется, чтобы этот ход прозвучал как миссионерский и привлек внимание общественности к возрождению порушенных святынь, которых еще очень много на территории Нижегородской области.

— Кроме миссионерских проектов вы участвуете во множестве пленэров, фестивалей в Черногории и Крыму.

— В прошлом году при участии «Нашего Отечества» в Крыму прошел теат­ральный фестиваль «Светлые берега», состоялась выставка работ наших художников с крымскими пейзажами. Работа в Крыму помогает мне решать в том числе профессиональные задачи, связанные с передачей света, воздуха. Там поразительные цвета. Например, в июне можно увидеть целые склоны маков, за ними — фиолетовые, лавандовые поля — феерия цвета. Крым для любого импрессиониста — это большой простор для фантазии.

В сентябре прошлого года наше творческое объединение при поддержке министерства культуры Республики Крым открыло цикл пленэров «Вечный Крым», посвященных Крыму и его богатейшей истории.

Первый пленэр  этого цикла, рассчитанного на четыре года,  проходил в 2015 году  в Бахчисарайском историко-культурном и археологическом музее-заповеднике  и назывался «Гюль ве бюль бюль» — «Роза и соловей».

Бахчисарай, его история, культура, архитектура, из года в год привлекает творческих людей, которые ищут вдохновение в восточной атмосфере города, в спокойном течении жизни, в тайнах, которые хранит Ханский дворец. Уже неоднократно Бахчисарайский музей-заповедник становился центром художественной жизни Крыма. И хотя работа в этом городе  не связана с православной традицией, но все-таки нельзя забывать, что Бахчисарай — это бывшая столица Крымского ханства, часть  богатой и древней истории  Крыма.

В Бахчисарае мы  работали в течение недели и по итогам представили свои живописные работы в Художественном музее. Нам бы очень хотелось продолжить этот проект, отобрать и систематизировать  лучшие работы живописцев и показать Крым во всем его разнообразии, как природном так и историческом.

6588789154546— Православная тема присутствует в вашем творчестве?

— У меня целый цикл работ на тему православных святынь. Мне довелось трудиться в духовных центрах России: Троице-Сергиевой лавре, на Валааме, в Донском монастыре. Мне нравится писать святыни Дивеева и Сарова, и я часто посещаю эти места.

Самые замечательные дни в творчестве я провел в старинном Свято-Никольском Веневом монастыре на Тульской земле, где я работал с группой художников. Росписи монастыря — памятники архитектуры и живописи. Мы работали непосредственно в храме, где находятся мощи новгородского святителя Пимена. Они покоятся в южной части храма, в особой каменной нише. Пимен возглавлял Новгородскую кафедру, но в 1570 году по ложному доносу был заточен в этой обители Иваном Грозным.

Мы работали в интерьере, уголках храма, которые очень трудно писать там, где проходят регулярные богослужения.

— А что интереснее писать: архитектуру, людей, природу?

— Мне все интересно. Мир вокруг нас — удивительный, разный, многогранный, красочный. Когда работаешь, начинаешь жить этими колористичес­кими моментами, слышать, видеть их. Иногда это может быть и блик на стекле, и лист на асфальте, и солнечный луч — каждое пойманное мгновение может стать источником вдохновения. В этом мире столько прекрасного! В нем можно писать все!

Основа моего творчества — радостный взгляд на мир. А кредо — любить жизнь и радоваться каждому ее мгновению, жить и благодарить Господа Бога за то, что дает возможность не только видеть красоту этого мира, но и отображать ее.

Беседовала Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.