Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > «И благословил их Бог…»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (109) 18:48, 12 января 2017

«И благословил их Бог…»

001-14-01-109Брак мужчины и женщины благословил Сам Господь: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:27). Спаситель разъяснял ученикам таинство Брака: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф 19:5–6). Несмотря на очевидную евангельскую истину, вопросы о браке не перестают задавать священнику.

Некоторым молодым людям духовники советуют не жениться и не выходить замуж, видя в безбрачии этой пары Божий Промысл. Действительно, может ли быть такой промысл?

— Божий Промысл есть во всем. «А у вас и волосы на голове все сочтены» (Лк 12:7). И ни один из них не упадет без воли Божией. Но человек, как известно, сотворен свободным, он имеет право выбора: жить в соответствии с волей Господа или, так сказать, плыть по течению, а течение несет нас все дальше от Бога. Что же касается девства или безбрачия, Священное Писание говорит нам о том, что ученики Спасителя, поняв, какие высокие требования предъявляет Христос к браку, сказали Ему: «Лучше не жениться» (Мф 19:10). И Учитель не отвергает их слова, но уточняет: «не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф 19:11). То есть для Царства Небесного безбрачие предпочтительнее — для тех, «кто может вместить» (Мф 19:12). И апостол Павел пишет: «…хорошо человеку не касаться женщины. Но во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор 7:1). Вот отсюда и становится ясно, в чем промысл девства. Для тех, кто решил посвятить свою жизнь Богу, кого Сам Господь избрал для такого пути, безбрачие промыслительно, но для других промыслителен брак, который благословлен Богом, и в браке люди имеют возможность спастись, служа друг другу и помогая в деле спасения.

Назовите, пожалуйста, дни, когда таинство Венчания не совершается?

— Во-первых, в течение всех четырех многодневных постов. А также во время Сырной седмицы (Масленицы), на Светлой (Пасхальной) седмице, в период Святок, от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Кроме того, накануне двунадесятых и великих праздников, постных дней — среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года, накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября), накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября), накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить таинство.

Мы с супругой оба состоим во втором браке. Хотелось бы освятить наш брак в Церкви. Имеем ли мы право венчаться в православном храме?

— Вы имеете такое право. В Православной Церкви допускается венчание супругов, если один из них или оба вступили во второй брак (третий брак не венчается). Вам необходимо, если вы или ваша супруга были венчаны первым браком, обратиться в епархиальную комиссию для расторжения церковного брака (сколько бы лет после расторжения его в государственных органах ни прошло), затем прийти в храм и обговорить там условия вашего венчания, оповестить священника, что ваш брак — второй и препятствий к его венчанию нет. В Церкви существует специальный чин венчания второбрачных, он совершается в тех случаях, когда оба супруга вступили во второй брак. Если же один из них вступает в первый брак, то венчание совершается обычным чином первобрачных.

Старшая дочь дружит с мусульманином, у младшей друг — молдаванин (не знаю, какой веры). Что мне делать: настаивать, чтобы они искали свою судьбу среди православных? А вдруг это — любовь, и я разрушу их счастье? Я все-таки думаю, что Бог один, а пути к Нему — разные… Правда?

— Если согласиться с приведенной вами расхожей фразой о едином Боге и разных путях к Нему, то попробуйте ответить, каким образом ваши дочери, вступив в брак с иноверными, пойдут к Богу со своими мужьями по разным путям? Жизнь такая, конечно, возможна, но вот дорога к Богу будет затруднительной, ведь Христос нам сказал, что именно Он есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин 14:6). Думается, что ответ на предыдущий вопрос поможет вам понять, как относится к данной проблеме Православная Церковь. А как относиться вам, и решать вам, а в первую очередь вашим детям.

В молодости, когда мы не придавали этому значения, вышла замуж за мусульманина. Слышала, что Церковь может освятить такой брак. Так ли это?

— Брак для христиан — таинство. Для заключения брака, в соответствии с церковным правом, недостаточно одного согласия вступающих в него. Брак находится под контролем общества. Но если государству безразлично, кто и с кем вступает в брак, то Церковь к брачному союзу относится достаточно строго. Существуют абсолютные и условные канонические препятствия к нему. Шестое условное препятствие говорит о том, что для признания действительности брака необходимо единство религии вступающих в него. В древности это условие соблюдалось особенно строго. В России в досинодальную эпоху запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Но с 1721 года у нас стали дозволяться браки православных с католиками, протестантами и армянами при условии, что дети будут крещены в православии. Как видите, мусульмане здесь не называются. Но это вовсе не значит, что ваш брак недействителен. Он законен перед государством. Церковь же отделена от государства, и она не освящает браки с иноверными, если только они не переходят в православие, то есть крестятся в Православной Церкви. Для этого нужно желание вашего мужа-мусульманина. Если же он этого не хочет, живите без церковного брака. Христиане в подобных случаях руководствуются наставлением апостола Павла: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1 Кор 7:12-14).

Я рано вышла замуж, венчалась. Но мы не сумели сохранить наш брак. Теперь у каждого другая семья. Очень беспокоит меня наше венчание в церкви. Чувствую, тут большой грех, что делать?

— Ваше беспокойство имеет основания: когда-то ваш брак был благословлен Церковью, и этот церковный брак пока что не расторгнут, хотя и вы, и ваш бывший муж имеете другие семьи. Вам необходимо обратиться в епархиальное управление, написать прошение по установленному образцу, в котором указываются причины расторжения брака (вам должно быть известно, что Церковь разрешает не всякий развод). Если правящий архиерей благословит снятие венцов, вы имеете право не только вступить в новый брак, но и венчаться в православном храме (Церковь допускает венчание вторым браком). Пока же вы продолжаете жить во грехе, хотя и не умышленном. Вот почему вас беспокоит совесть.

Мы с бывшей супругой когда-то венчались в церкви, но жизнь у нас не получилась, и мы развелись. Как расторгнуть церковный брак?

— Поводов для расторжения церковного брака не так уж много, но они есть, хотя и значительно отличаются от поводов к разводу гражданскому. Но на все эти вопросы вам подробно ответят в специаль­ной комиссии, которая работает при епархиальном управлении. Обратитесь в управление Нижегородской епархии по адресу: ул. Суздальская, 58 (Карповская церковь). Вопросы расторжения церковного брака рассматриваются названной комиссией, а решение по ее представлению принимает правящий архиерей — Высокопреосвященнейший Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский, или уполномоченный им священник.

Как правильно подавать записки о здравии беременных? Часто пишут в таких записках «плодоносящая». Это правильно?

— В православной церковной традиции слово «плодоносящие» означает тех людей, которые из благочестивых соображений приносят в храм земные плоды, кто усердно заботится об устройстве и украшении храма, проявляет щедрость. Во время сугубой ектении священник молится «о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем». Поэтому точнее было бы в записках о здравии беременных писать «непраздная». Но можно и не прибавлять никаких слов к имени — Господь и так знает, что эта женщина носит под сердцем ребенка. Но если вы написали «плодоносящая» — и это не возбраняется, служащий священник поймет, о чем идет речь.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.