Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > «И идут без имени святого»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 3 (111) 13:35, 9 февраля 2017

«И идут без имени святого»

001-07-03-11120 января в Нижегородской духовной семинарии состоялась лекция старшего научного сотрудника Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории Российской академии наук, кандидата исторических наук Алексея Беглова «Русская Церковь в XX веке». На выступлении ученого присутствовали первый проректор НДС протоиерей Александр Мякинин, проректор по научной и учебной работе, заведующий кафедрой церковной истории Нижегородской духовной семинарии, кандидат философских наук Даниил Семикопов, студенты духовного учебного заведения, а также слушатели катехизаторских курсов нижегородских приходов.

Конфликт длиною в два века

— В течение многих десятилетий, если не двух столетий (предшествующих событиям 1917 года), Церковь и государство жили в состоянии долговременного развивающегося конфликта, — рассказывает Алексей Львович, — еще Петр I внес в эти отношения принцип утилитарности по отношению к Церкви. То есть деятельность Церкви должна была подчиняться интересам государства.

С этих пор Церковь как институт начинает терять свои права, перестает быть святыней в сознании людей.

До 1917 года православные приходы использовались для сбора средств на нужды всевозможных благотворительных организаций. Клирики имели многочисленные бюрократические обязанности. С 60-х годов XIX века ослаблено давление на иноверующих, прежде всего старообрядцев, но для Православной Церкви ничего не изменилось. Приходы не имели статуса юридического лица. Начиная с XIX столетия прихожане были отстранены от решения церковных вопросов.

Существовало мнение, что необходимо пересмотреть вопрос о церковном и светском браке. Бракоразводными процессами занимался только Священный Синод. Данную сферу общественной жизни хотели также отдать в ведение государственных чиновников. Еще одна проблема возникла в области образования. Встал вопрос об унификации программы народного образования, так как наряду с церковно-приходскими школами появились земские и министерские школы, принадлежащие министерству народного просвещения. Последнее хотело иметь в ведении все учебные учреждения.

— Усилия Поместного собора 1917–1918 годов были направлены на то, чтобы превратить церковную революцию в каноническую реставрацию. Церковный организм, который рухнул вместе с империей, нужно было создать заново. Не повторять то, что было до Петра, а в новых, современных условиях воссоздать канонический строй, — подвел итог Алексей Беглов. Лектор также назвал Собор альтернативой событий, происходивших в тот момент в стране. Это была Россия, готовая созидать, подчеркнул он.

Под колесом репрессий

После того как Собор восстановил институт патриаршества, встал вопрос об отношениях с новой властью, о роли Церкви во вновь создающемся светском государстве. Со своими предложениями четко обозначить роль Церкви и государства и закрепить ее в письменной форме Собор обратился к Учредительному собранию.

Все планы перечеркивает декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 23 января 1918 года, подписанный В. И. Лениным. Документ дал начало церковным гонениям и прежде всего изъятию имущества, что касалось и предметов, предназначавшихся сугубо для богослужений. Алексей Беглов привел цитаты из письма Ленина Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 22 марта 1922 года: «Я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».

— Владыка Вениамин, митрополит Петроградский, обговорил процедуру изъятия с представителями власти, — продолжил лектор. — Он сказал: хорошо, хотите изымать сосуды — мы в вашем присутствии перельем их, священная рука будет опускать их в тигель, и они будут выходить уже металлом. Вы получите металл, не сосуды. Москву это категорически не устроило. В результате митрополит Вениамин был обвинен в сопротивлении изъятию ценностей и расстрелян в августе 1922-го. Это была провокационная акция: спровоцировать на сопротивление, выявить активных и их уничтожить.

Алексей Львович подчеркнул, что в те годы Церковь переживала два кризиса: легальности и легитимности. Она была поставлена в условия, когда не могла обновлять структуру высшего церковного управления. Начинается внутренний раскол, появление разнообразных религиозных групп.

— Священноначалие и Патриарх Тихон, а также митрополит Сергий находились перед реальной угрозой того, что Русская Церковь полностью станет обновленческой. Обновленцев регистрировали, признавали восточные патриархи, кроме Антиохийского, а патриаршую Церковь никто не признавал, — пояснил докладчик. — Гонениям подвергались не только священники и члены их семей, но и миряне. Большой террор идет по списочному составу, и Политбюро назначает квоты. Что делает НКВД в любой области? Это же социалистическая страна. Народные комиссары вступают в социалистическое соревнование. Вот это письмо, — указывает на слайд Алексей Беглов. — Это запрос секретаря Кировской области об увеличении лимита на расстрел на 300 человек по «первой категории» и на 1000 человек — по второй.

Несмотря на все трагические события, в стране оставались люди, готовые на подвиг ради веры. После подписания пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году митрополит Сергий получил возможность поставить епископов на присоединенные территории. Сделал это Сталин из прагматических соображений. Четырнадцать с половиной тысяч церквей будет открыто в 40-е годы. Максимальная цифра за период с 1929 по 1989-й.

— В хрущевские времена власть ставит задачу дискредитировать саму веру в глазах народа и прежде всего в глазах молодежи. Показательным фактом для этого периода было проведение вечеров, на которых выступали бывшие священники с антирелигиозной риторикой. В 1970-х годах храмы продолжают закрывать, хотя и не в таком количестве, как в прошлые годы. «Со второй половины 50-х годов Советский Союз превращается в страну городскую, страну не больших семей, а малых, страну другого уровня образования. С одной стороны, это отрывает поколение конца 60-х — начала 70-х годов от традиционных религиозных структур, но, с другой стороны, стимулирует духовные потребности. Появляется новое поколение людей и новое поколение верующих, — отметил Алексей Беглов.

Новой вехой в истории отношений Церкви и государства можно считать принятие в 1990 году Закона о свободе совести, давшего правовую основу деятельности Церкви.

Подводя итоги, лектор сказал о том, что традиционные религии смогли пережить катастрофический опыт XX века и всю ту секуляризацию сознания, которая шла начиная с эпохи Просвещения.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.