Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Иеромонах Лаврентий (Собко): «Регулярность и предсказуемость Чуда — камень, о который претыкается наш гордый разум»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 8 (116) 11:28, 27 апреля 2017

Иеромонах Лаврентий (Собко): «Регулярность и предсказуемость Чуда — камень, о который претыкается наш гордый разум»

Чудо о схождении Благодатного огня на Гроб Господень в Великую субботу, накануне Пасхи, многие века волнует чувства верующих. Да и не только чувства. Да и не только верующих. Какова природа этого явления и как к нему относиться, разбираемся вместе с преподавателем и духовником Нижегородской духовной семинарии, насельником Благовещенского монастыря иеромонахом Лаврентием (Собко).

— Отец Лаврентий, из года в год весь мир наблюдает за схождением Благодатного огня в Иерусалиме. Но сегодня находятся скептики, которые подозревают Блаженнейшего Патриарха Феофила в «фокусничестве».

— Так было во все времена. Причем критиковали чудо «Святого Света» не только иноверцы и ученые-атеисты, но даже православные. Наиболее часто цитируют профессора Ленинградской духовной академии Николая Успенского. В 1949 году он произнес актовую речь, в которой критиковал представление о чудесной природе Огня: «Казалось бы дерзостью ждать свыше огня в определенный день, час и минуты; казалось бы, недостойно христианского звания из года в год искать знамения от Гроба Христа, божественное достоинство Которого засвидетельствовали своей кровью апостолы и несчетное число мучеников; наконец, кажется, было бы кощунством требовать сверхъестественного огня для лампад от Того, Который для величайшего таинства Евхаристии взял естественные плоды земли — хлеб и вино…»

— В самом деле, может ли чудо быть регулярным?

— Регулярность и предсказуемость схождения Благодатного огня — тот камень, о который претыкается наш гордый и самолюбивый разум. Ведь чудо есть нечто, выходящее за рамки привычных физических законов мира, знание и анализ которых позволяет человеку выживать и логически выстраивать свою жизнь. Это, как нам видится, одна из тех причин, по которой любой человек, даже и религиозный, пытается отодвинуть чудо за рамки своей личной «реальности», убирая чудесное явление «во дни оны» или же локализуя его в пределах краткого периода церковного богослужения.

Но все же Священная история знает примеры регулярного и повторяющегося чуда. Вспомним купальню у Овечьих ворот, куда Ангел Господень «сходил и возмущал воду». «И кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин 5:2–4).

— А как же быть со свидетельствами ложности чуда схождения, которые приводят разные исследователи?

— При ближайшем рассмотрении оказывается, что ни сами эти исследователи, ни их корреспонденты не были очевидцами описываемых событий. Мало того, по свидетельству иных современников, те же самые люди в других обстоятельствах высказываются в противоположном ключе.

Не будем забывать и о том, что среди Иерусалимских патриархов (непосредственных участников чуда), а также среди свидетелей есть в том числе и люди, прославленные в лике святых. Тут уж нам ничего не остается, как усомниться тогда и в них тоже, и подозревать, вслед за атеистами, всемирный заговор религиозной лжи.

— Иерусалим долгие годы был под управлением мусульман…

— Парадоксально, но проявления религиозного энтузиазма представителей ислама есть лучшее доказательство истины. Ведь янычарам, например, было предписано во время предпасхального богослужения у Гроба Господня рубить голову всякому, проносящему в храм огонь или предметы для его возжигания. Они же обыскивали Патриарха, буквально прощупывая священные одежды. Нужно ли говорить, что им были бы на руку любые разоблачения?

Более того, есть факты, что мусульмане намеренно пытались сорвать «обряд». В IX веке правитель Иерусалима приказал вставить медные фитили в лампады, но, несмотря на это, на виду у всех сошел Огонь и загорелись медные фитили. Свидетельствуют об этом как греческие источники, так и арабские.

Отметим, что земля, на которой находится храм сейчас, принадлежит турецкой семье, ключарь храма — мусульманин…

— Статьи на атеистических сайтах изобилуют разоблачающими «научными фактами». Что можно им возразить?

— Не считаю себя ученым, но все же позволю себе высказать очевидные возражения, основанные на элементарных знаниях из школьной программы.

Аргументы атеистов грешат тем, что упускают из вида исторический фактор. Так, по одной из версий, в куполе храма было спрятано устройство с серой, поджигавшей нити в нужный момент. В более современной интерпретации — под куполом скапливаются пары особых эфирных масел, вызывающих возгорание.

Но, по свидетельству историков, купол в храме Воскресения был не всегда. В одном из описаний говорится о дожде, падавшем сквозь отверстия в крыше, а Благодатный огонь сходил и в те годы. Кстати, существуют письменные памятники, причем весьма древние, где Патриарх и народ в момент чудесного схождения Огня находились вообще вне храма!

Аргумент же об «отблесках вспышек фотокамер», якобы принимаемых верующими за языки пламени Божественного огня, выглядит также нелепо, если иметь в виду свидетельства-описания из свитков средневековой поры.

Российский физик Андрей Волков побывал на торжестве схождения Огня в 2009 году и тайно произвел некие измерения. «За несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента». Вот это действительно здравое и научное суждение. Андрей Волков описал явление, но ничего не пытается говорить о его первопричине. Современные ученые вполне спокойно занимаются исследованием чудес: берут анализы мира с икон и мощей, образцы ткани из нетленных тел усопших святых. Исследователи говорят и пишут лишь о том, что узнали с помощью своих приборов, не давая объяснения этим явлениям.

— Отец Лаврентий, почему все-таки Господь являет из года в год людям это чудо?

— Чудеса и знамения — не главный смысл прихода Спасителя на землю. Что принес Богочеловек в мир? «Ничего», кроме Себя Самого. «Ничего», кроме возможности каждому общаться с животворящим и бессмертным Богом. Общаться каждый день, лицом к лицу. Именно поэтому самое главное церковное таинство — Евхаристия — выглядит со стороны совсем непритязательно.

И все же православие не отвергает чудес и даже настаивает на их повсеместности, напоминая своим чадам, что тот, кто не имеет Духа Божия, тот и не Его (Рим 8:9). В правиле Константинопольского собора 1084 года говорится: «Тем, которые вместо того, чтобы с чистой верой, в простоте сердца и от всей души признавать за несомненные события великие чудеса, совершенные Спасителем нашим и Богом, нетленно родившею Его Владычицею нашею Богородицею и прочими святыми, силятся посредством мудрований выставлять оные невозможными или перетолковывать так, как им кажется, и упорствуют в своем мнении, — анафема». Однако, и те, кто утверждает, что для существования Церкви или мира непременно необходимо схождение Огня, тоже выходят за границы церковного учения: чудо это хоть и регулярное, но случалось оно отнюдь не всегда — об этом тоже свидетельствуют люди Церкви.

Христианское чудо — это подарок любящего Отца своим детям, улыбка небес, слово утешения, рука помощи. «И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар 19:11–12).

Ольга Схиртладзе

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.