Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Игумен Варнава (Баранов): «В монастырях люди находятся под покровом Божиим»
15:17, 8 сентября 2010

Игумен Варнава (Баранов): «В монастырях люди находятся под покровом Божиим»

В Нижегородской епархии в последние два десятка лет началось возрождение многих обителей, в которых сегодня ведется монашеская жизнь. Успенская Флорищева пустынь — одна из самых молодых, она начала возрождаться всего несколько лет назад. Но сегодня посетитель видит уже не поруганную в годы богоборчества святыню, а настоящий остров спасения, к которому возвращаются былая красота и благолепие. О том, с какими итогами монастырь подошел к пятилетию своего возрождения, мы поговорили с его наместником игуменом Варнавой (Барановым).

— Отец Варнава, пять лет по земным меркам очень маленький срок, но вид Флорищевой пустыни, восставшей из руин, убеждает, что и за короткое время можно успеть сделать многое.

— Действительно, пять лет назад обитель находилась в таком запустении, что у любого человека могли бы опуститься руки. Эта ситуация, наверное, была схожа с той, когда будущий святитель Иларион, митрополит Суздальский, возводил Успенский храм — главный храм обители. Казалось, у него не было уже никаких сил, рабочие уже начали роптать из-за нехватки пищи и воды и готовы были разойтись. Несмотря на такие трудности, святитель не прекращал своего длинного молитвенного правила и в отчаянную минуту стал горячо, со слезами молиться Господу и Божией Матери. Когда он присел отдохнуть, в тонком сне явилась ему Матерь Божия и повелела внести Свою Владимирскую икону в строящийся храм. После того как святитель Иларион перенес икону в храм, процесс строительства ускорился, появились пища и вода для строителей и через год дом Божий был готов.

Мы знаем, что даже для сегодняшнего времени, с его технологиями и достижениями, такие
сроки кажутся нереальными, тем более невероятно это было в то время, когда все делалось вручную. Владимирская икона стала зримым благословением Божией Матери на строительство храма. Успенский храм много пережил при советской власти и к началу восстановления был в ужас ном состоянии. Но сегодня он открывает свои врата для всех, кто приходит вознести свои молитвы к Матери Божией. И Она слышит наши молитвы и благословляет нас.

— Недавно в престольный праздник обители архиепископ Георгий совершил Божественную литургию в Успенском храме. На какой стадии сейчас находится процесс возрождения храма?

— Реставрационные работы активно велись в прошлом году. Сейчас в храме идут отделочные работы, они практически закончены. Иконописцы и живописцы расписывают интерьеры. На две колонны, которые поддерживают основной объем храма, готовы киоты с резьбой, на одном из них она уже позолочена. Резчики изготовляют шестиярусный иконостас, столярная часть работ выполнена. Сейчас реставрируются храмовые решетчатые
двери оригинального дизайна, изготовлены дубовые двери, которые будут установлены к 
началу зимы. Храм уже периодически отапливается, к зиме отапливаться будет постоянно.
Мы надеемся, что, если Господь и Матерь Божия благословят, в течение ближайших
полутора-двух лет мы сумеем привести Успенский храм в полный порядок.

— Скоро ли будет освящен надвратный храм в честь святых апостолов Петра и Павла, который реставрируется уже несколько лет?

— Реставрация этого храма, первоначально освященного в честь преподобного Ефрема Сирина (при освящении он вновь будет посвящен этому святому), практически завершена, осталось закончить живописные работы в интерьере. Там уже стоит иконостас, резные жертвенник и престол. Думаю, храм в ближайшей перспективе будет освящен полным архиерейским чином. На праздник святых апостолов Петра и Павла мы совершали в 
нем богослужение. А после освящения в этом храме будем служить повседневные службы и 
братские мо_лебны.

— На территории обители тоже заметны большие изменения…

— Сейчас выполняется планировка территории, она благоустраивается. Брусчаткой вымощена дорожка к Успенскому храму. В скором времени будет закончено мощение центрально дорожки от надвратной Петропавловской церкви к колокольне монастыря. В обители культурный слой около метра. Сейчас мы убираем все, что наросло ненужного за несколько веков, и, конечно, стараемся возродить все, как было в XVII веке, когда эта обитель строилась. Сделать предстоит много, хотя много и воссоздано. В частности, ждет восстановления частично обрушившаяся ограда монастыря. Конечно, это непростое дело,
но мы надеемся на милость Божию, помощь Божией Матери. Порой не знаешь, как начать
дело; знаешь только, что начать надо, но надежда на Царицу Небесную никогда не посрамляет. Она всегда помогает нам, посылает нужных людей. И, конечно, владыка Георгий имеет особое попечение о нашей обители, всегда помогает не только добрым советом, но и попечителей к нам направляет. Без его поддержки, в том числе и молитвенной, нам было бы сложно.

— Можете назвать имена попечителей обители?

— Один из главных — представитель московской бизнес-элиты Андрей Клишас, а также ни же городские предприниматели Михаил Веселкин, Николай Бровкин, многие другие, которые не хотят быть на слуху и стараются творить дела милосердия и благотворительности тайно.

— Много ли в монастыре насельников?

— Ситуация с насельниками самая сложная. Обобщать, может быть, не стоит, но, насколько я 
знаю, в большинстве обителей одна и та же проблема: насельников не хватает. У нас монашеская жизнь ведется пять лет, и до сих пор монах здесь я один. К нам переходили иноки из других монастырей, но потом уходили. Я в принципе никому не отказываю — человеку надо дать шанс пожить в монастыре, попробовать свои силы, может быть, он здесь приживется. Но, как правило, такие монахи не приживаются: если человек ушел из одного монастыря, он так и будет бродить по жизни. Ему трудно выдерживать духовную брань.
Не выдержал ее в одном месте — в другом будет еще сложнее: от себя никуда не убежишь. Таких называют „монахами Шаталовой пустыни“.

Сегодня, пожалуй, это основная проблема — в людях нет духовного горения, которое вдохновляло бы их идти спасаться в монастырь.

Слава Богу, что есть много благочестивых православных христиан. Но желающих идти узким путем мало, хотя монашествующих и всегда было не так много. С другой стороны, наша обитель только возрождается, ей всего пять лет, поэтому все-таки есть надежда , что в скором времени, когда народ будет больше о ней узнавать, люди будут приходить к нам.

— То есть сейчас к вам приходят в основном трудники?

— Да, люди приходят потрудиться во славу Божию, но многие бегут сюда от безысходности.
Один трудник заметил, что раньше в монастыри шли потому, что отрекались от мира, а сейчас — потому, что мир от них отрекся. Своими грехами и страстями эти люди настолько испортили себе жизнь, что идут к нам как к последнему пристанищу, чувствуя, что погибают. Сейчас в основном приходят именно такие. Так что обстановка в духовном плане довольно сложная.

Но даже если человек побыл у нас полгода-год, это большое благо для него, он получает хоть какое-то укрепление и духовный опыт. Духовные уроки, которые он здесь обретает, остаются с ним. Поэтому монастыри нужны, несмотря на то что с насельниками проблемы. Всетаки здесь люди находятся под покровом Божиим.

— Увеличилось ли число паломников, с тех пор как Флорищева пустынь обретает былое благолепие?

— Нельзя сказать, что их количество возросло в несколько раз, но все же их стало больше. Много таких, кто приезжает не организованно, с группой, а по собственному почину, на своих машинах, особенно летом. Наш монастырь виден с дороги, по которой люди едут на дачи или в лес. Купола и кресты Успенского храма видны издалека. Большинство русских
считают себя православными, поэтому к нам часто заезжают, чтобы просто зайти в храм, помолиться о себе и близких, поставить свечи и посмотреть на возрождающуюся красоту.

Беседовала Светлана Высоцкая

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.