Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Искусство в дьявольских сетях
21:41, 25 октября 2004

Искусство в дьявольских сетях

Весьма странной и шокирующей может показаться экспозиция выставки «Коллаж-Сити», которая недавно открылась в Музее истории и культуры Московского района, вернее не всей выставки, а ее малой части – маленького и неприметного на первый обывательский взгляд раздела.

Произведения этого раздела, в общем, схожи по манере и технике исполнения с другими работами выставки. Они тоже коллажные, игровые, калейдоскопичные. Но все дело в том, что в качестве объекта игрового, вольного осмысления здесь оказались сакральные, святые для любого небездушного человека предметы – Священное Писание и православная икона. Дерзким кощунством и богохульством назвал бы верующий человек использование святыни, хотя бы даже в целях искусства. Максим Алешин и Андрей Егоров — авторы этих работ — считают иначе. По их мнению, таким шокирующим способом авторский замысел до зрителя можно донести быстрее. Для искусства (если вообще это слово здесь уместно), получается, все средства хороши.

Серия работ А. Егорова на тему кумиров точно иллюстрирует этот творческий, но безнравственный принцип. Практически все коллажи из этой серии сделаны на старинных иконах. Большую часть из них художник нашел в начале 90-х годов в канаве рядом с часовней. Тогда у А. Егорова впервые возникла идея использовать икону для своих коллажей. О том, какое при этом совершалось святотатство, мыслей у художника не было.

Работы Егорова под названием «Троица», «Апокалипсис», «Кающаяся Мария Магдалина» или, возможно, Божия Матерь Троеручица», «Современная Богородица», «Лысый ангел», «Тайная вечеря» и некоторые другие объединены общим, достаточно сложным философским замыслом и в то же время беспринципной художнической стилистикой. Первая работа из этой серии – икона святой Троицы с вклеенной по центру фотографией Мерлин Монро. Легендарная актриса 60-х, по замыслу художника, заменяет здесь Божию Матерь. Символ сексуальности и плотской красоты вытесняет чистый образ святой непорочной Девы.

Вторая работа — «Апокалипсис» – помещенная на черном фоне икона, сквозь обезображенную, разрезанную ризу которой глядят бешеные глаза отвратительных монстров. Идея следующая: разрушительная сила зла, бесовщина достигла предела в человеческой истории. Место Бога заменяет его главный противник – Антихрист.

Следующая работа — коллаж «Кающаяся Мария Магдалина или, возможно, Божия Матерь Троеручица» — в этом произведении на месте святой равноапостольной Марии Магдалины возникает образ современной молодой девушки. На фотографии, опять же наклеенной на святую икону, — оглушенная террористическим взрывом девушка. Она сидит отрешенно, устремив взгляд глубоко в себя. Егоров полагает, что по глубине духовных переживаний и по силе покаянного чувства страдалица в этот момент приблизилась к св. Марии Магдалине. Второе название этой работы — «Троеручица» — еще один намек на то, что на место Богородицы можно поставить любую женщину, с более или менее одухотворенным лицом. Снова прослеживается та же навязчивая идея страшной подмены людей святых (Богородицы, св. Марии Магдалины) обычными грешниками. Не походит ли это на страшное лукавство на дьявольскую игру художника с религиозными чувствами. Более глубокие размышления над этими работами приводят именно к такому выводу: за внешним философским планом явно кроется антихристианский, богоборческий смысл.

С художником соглашаешься в том, что он критикует стремления масс поклониться человеческой красоте и таланту, сделать из популярных артистов идолов и кумиров. Но в то же время начинаешь с ним спорить и оскорбленно возмущаться, когда замечаешь, что на самом деле художник заодно с теми, кого критикует. Он сам проповедует культ человекобога.

Далеко за рамки здравого смысла и нравственного чувства выходят компьютерные коллажи Максима Алешина, расположенные по соседству с экспозицией А. Егорова. Работы этого автора сражают наповал вопиющей пошлостью и кощунством.

Порнографические фотографии женщин вмонтированы в священный библейский текст, вытеснив оттуда и святые письмена и святые образы. Этакую «Библию для подонков» вместо боговдохновенного священного Писания предлагает М. Алешин для своих современников. Не постеснялся художник и подписать выдуманную им коварную книгу своим именем. «Сборник меланхолических трактатов М. Алешина «Библия для подонков». Откровение от Алешина содержит антиморальные стандарты вроде «нет молчанию», «коварствуй в любви», «жертвуй святому месту самые жирные куски пищи, раболепствуй и потакай Святому Месту. Служи ему верой и правдой, стели мягко… Брось к ногам Святого Места всю свою жалкую жизнь» и т.д. (рядом с этим «сакральным» текстом о Святом месте – фотография нижней части женского тела).

Притча о не молчании, сага о лжи, стих о святом месте, сказ о двойной женщине – эти богохульные антизаповеди Алешин использовал в своих графических коллажах, поместив их в сердцевину Евангелия и украсив женским уродливым порно.

Сверхиздевка над святыней Алешину удалась. Шок и лавину возмущений у нормального человека его коллажи вызовут точно. А вот какие впечатления у детей, которых целыми классами приводят на эту выставку, возникнут при просмотре этих работ – неизвестно. Какой след на чистой детской душе оставят подобного рода искусственные извращения возомнившего себя богом художника, предсказать можно. След неразрешимых сомнений и разочарований в истине, добре и красоте. Почему директор Музея истории и культуры Московского района и вместе с тем руководитель этого проекта Сергей Алешин не исключил работы А. Егорова и М. Алешина из экспозиции выставки «Коллаж-Сити»? На это вопрос ему и его соучастникам дать все же придется и своим детям и, конечно же Богу.

«Православное слово»

Корреспондент Марина Курганова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.