Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Источник освящения
«Ведомости Нижегородской митрополии» 2 (86) 15:32, 29 января 2016

Источник освящения

Крещение-ГосподнеОсвященная вода сопутствует верующим на протяжении всей жизни, укрепляя их подвиг спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее при крещении, и в этом таинстве она омывает греховную нечистоту человека, обновляет и возрождает к новой жизни во Христе. Только что прошел праздник Богоявления, мы набрали святой воды на весь год. Но ведь и в течение года служатся водосвятные молебны, а есть еще святые источники — от них мы тоже не с пустыми руками уезжаем. Как быть со всеми этими запасами?

Святая вода обязательно используется при освящении храмов и всех предметов, употребляемых в богослужении. Без нее невозможно освящение домов, автомашин, любого обиходного предмета. Нас окропляют святой водой во время крестных ходов, молебнов. Она гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — в этом ее огромная ценность.

Освящение воды принято Церковью со времен апостолов и их преемников, но первый пример подал  Сам Господь, когда погрузился в Иордан, освятив водное естество.

Почему именно в воде мы находим такую мощную исцеляющую силу? Святой Кирилл Иерусалимский объясняет так: «Начало мира есть вода, и начало Евангелия — Иордан». От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился сверху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени (то есть со времени Крещения) Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Крещением Своим Иисус Христос «потопил в водах Иордана грехи всего мира»…

Великое и малое

Итак, вода бывает освященная и полученная в храме, а бывает — взятая из чтимого источника. Водоосвящение, или водосвятие, бывает малое, совершаемое в любое время на водосвятном молебне, и великое, совершаемое одним и тем же чином дважды в году — в день Богоявления и накануне его, то есть в навечерие, в крещенский сочельник. Где есть возможность, в сочельник воду освящают в храме, а в сам праздник — на открытом водоеме.

В день Богоявления каждый православный приносит домой сосуд со святой водой (агиасмой) и хранит ее как величайшую святыню, которую вкушает с молитвой в болезнях и при всякой немощи.

Великая агиасма, по церковным канонам, рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в случаях, когда на члена Церкви по его грехам накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная по канонам оговорка: «Точию агиасму да  пиет».

Согласно благочестивому обычаю, святую крещенскую воду употребляют для освящения храмов, богослужебной утвари, хранят дома и принимают как благодатное лекарство при упадке духовных и телесных сил, болезнях.

Воду так называемого «малого» водоосвящения (с молебнов) можно шире использовать: окроплять покупки, вносимые в дом, продукты, поступающие на кухню, и т. д.

«Почерпем с веселием»

Есть еще вода с источников. Что нужно знать о ней? На территории России святых источников огромное количество. Есть знаменитые на всю страну, есть «скромные», известные только в своей окрестности.

Почитаться святыми могут не только источники и родники, но и колодцы, и даже целые озера. Обстоятельства возникновения святых источников бывают самыми разными. Часто они связаны со случаями явления Пресвятой Богородицы. Источник может появиться и после молитвы того или иного святого. А бывает, что святые собственноручно выкапывают колодцы, которые, как правило, носят тогда их имя. Нередко источники обнаруживают на месте подвижничества святых, старцев, местночтимых угодников Божиих или неподалеку от него. Таковы источники в Сарове и Дивееве. Иногда со святым источником связано предание, что на его месте когда-то существовал православный храм, который ушел под землю и колокольный звон с которого можно услышать и сейчас. Таково святое озеро в селе Косино под Москвой, наш нижегородский Светлояр, святой источник в селе Ижеславль Рязанской области. Кроме того, почти в каждом районе есть озеро Святое.

В редких случаях источник может находиться внутри храма, некоторые оформлены часовнями, беседками. Доступ к большинству из них открыт постоянно. В святом источнике разрешается набирать воду, обливаться, купаться. Для последнего специально устраиваются купальни, иногда раздельные для мужчин и женщин. Окунаться в воду следует с молитвой, обращенной к Богу или тому святому, именем которого источник назван.

Набирая воду в источниках и привозя ее домой, необходимо понимать, что, безусловно, она имеет свойство благодатного освящения, но стоит как бы «ниже» воды, освященной в храме.

Есть в нас одна нехорошая черта. Стремление к самосвятству. Зачем храмы и священники, если есть святые озера и источники? Пришел, искупался и смыл грехи. И исцелился. Очень живуч миф о том, что в полночь под Богоявление вся вода везде сама по себе становится святой. К чему служить чин великого водоосвящения?

Даже если и приходят люди в храм на Крещение, а воду, скажем, раздают на улице, то большинство в храм и не зайдет. А некоторые и вовсе относятся к категории прихожан, приходящих только раз в год — за водой.

Отчего это? От нежелания каяться и менять свое нутро. Мы хотим прощения как разрешения безмятежно грешить дальше. Но Христос потопил в водах Иордана наши грехи, чтобы воскликнуть на весь мир: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!»

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.