Главная > Интервью > Из «Серафимовского класса» – в студенты МГИМО
17:30, 12 октября 2006

Из «Серафимовского класса» – в студенты МГИМО

На конференции «Серафимовский учитель» декан факультета международной журналистики МГИМО Ярослав Скворцов предложил новый проект, открывающий большие перспективы для ребят из «глубинки».

– В течение последних девяти лет я ежегодно выезжал на Всероссийскую олимпиаду школьников по русскому языку то в Вологду, то во Псков с одной единственной целью – найти талантливых ребят, будущих студентов для нашего вуза. На таких олимпиадах собираются лучшие и наиболее заинтересованные в изучении гуманитарных дисциплин дети со всей России.

И это доказывает, что мы хотим, мы готовы и рады принять их в наш вуз. Мы говорим им, чтобы не боялись ехать в Москву. Ведь самые частые вопросы, которые задают ребята из регионов, одни и те же: а вот вы сказали то-то и то-то, а это правда? А вот вы сказали, что у вас есть конкурс юных публицистов, это действительно так? Характер этих вопросов показывает, что у детей основной вопрос такой: а неужели нас не обманывают?

– Возможно, эта неуверенность возникает оттого, что ребята ощущают большее преимущество столичных школ и гимназий и им кажется, что уровень их знаний ниже.

– Дело в том, что понятие «школьный уровень знаний» в современной России сильно размыто. Школы бывают разные, причем они вовсе не делятся на московские и немосковские. К примеру, к нам из Вятской гуманитарной гимназии ежегодно поступает по пять-шесть человек, хотя это не Москва. Ну и что?! Значит, уровень знаний выпускников этой гимназии вполне соответствует требованиям МГИМО.

Кстати, ребята из Вятки – наши лучшие студенты, они создают приятный психологический климат, за ними тянутся москвичи. А требования, безусловно, основаны только на школьной программе. Другое дело, что не все выпускники средних учебных заведений овладевают школьными знаниями в полной мере. Остается колоссальный разрыв между высшей и средней школой, и его преодолевают самые смелые, самые целеустремленные. Но на самом деле у ребят возникают проблемы, которые можно снять уже на уровне средней школы. И наш проект – шажочек в этом направлении. Олимпиада – акция разовая, пора говорить о создании целой системы. А начнем мы с малого – с создания «Серафимовского класса».

– Что такое «Серафимовский класс»?

– Это особый экспериментальный класс, который будет организован нами в выбранном городе или селе, в какой-то определенной школе. Мне представляется, что на базе одной области вполне реально в одном месте концентрированно собрать тех ребят, которые тянутся к знаниям. Допустим, раньше из этого села за последние 10 лет только один человек поступил в столичное высшее учебное заведение. Если же мы добьемся, что из этого класса будет выходить шесть – семь человек, которые смогут поступить в московский вуз – тогда наш результат будет лучшим подтверждением наших надежд. И без всякой дополнительной рекламы об этом узнают.

– Видимо, чтобы осуществить этот проект, необходимо, чтобы в нем были заинтересованы многие люди…

– Да, поэтому мы рассчитываем на помощь «Фонда Серафима Саровского» и нижегородцев. У учителей высшей школы есть свои представления о необходимых знаниях. Только этими представлениями нужно делиться не во время вступительных экзаменов, а чуть-чуть пораньше. Поэтому необходимо приглашать учителей высшей школы в школы средние. Я думаю, что такого рода обмен был бы очень полезен. И я буду очень рад, если на базе учебного центра к нам будут приезжать и молодые преподаватели, наиболее прогрессивные. Ведь статус «Серафимовского учителя» – это не просто показатель того, что человек был отмечен за какой-то учебный курс. Это такой своеобразный профессиональный и духовный знак качества. Вот этому учителю можно доверять, вот таким учителям и нужно вверять подрастающее поколение.

– Каким бы вы хотели видеть это поколение?

– Их не должен обременять груз тяжелой наследственности. Они должны быть людьми свободными. У них должна быть очень твердая, не сформированная впоследствии, а заложенная с детства позиция, что они родились в России, это их страна. Германия за одно поколение смогла реконструироваться, выйти из состояния нации, виноватой перед всей Европой, и уже к 80-м годам добиться результатов.

Не надо ничего оставлять другим поколениям, никаких тяжелых, нерешенных тобою задач, их нужно решить здесь и сейчас. Понимаете, не надо перекладывать их на плечи друг друга. Надо засучить рукава и сделать. Мы должны сформировать личность не только целеустремленную, но и целостную, чтобы ребята выросли патриотичными, высоконравственными. Мы должны помочь ребятам с хорошими задатками, собрать их воедино, воспитать, если хотите, элиту нации. Недаром в Евангелии сказано: «Вся, иже не собирает со Мной, той расточает».

Беседовала Анастасия ШОХИНА

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.