Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > К батюшке — с вопросом
19:39, 11 марта 2010

К батюшке — с вопросом

Великий пост — особое время. Даже великопостное богослужение разительно отличается от обычного. Эти святые дни, десятая часть года, являются нашей жертвой Богу, нашей «десятиной», это время подвигов духовных, когда мы — «сами не свои», но Божьи.
В этот период у верующих возникает много вопросов к священнику. Продолжаем знакомить наших читателей с наиболее характерными вопросами, поступающими на православный телефон доверия. На них отвечает иерей Сергий Савушин, настоятель прихода церкви во имя Святой Живоначальной Троицы города Нижнего Новгорода.

-Что значит причаститься «в суд или в осуждение»?
-Бывает, что человек причащается без должной подготовки, без сердечного раскаяния в своих грехах, или когда он в ссоре со своими ближними. В этом случае причащение не будет «во благо». Это значит, что грехи такому человеку не простятся и будут помянуты на Страшном Суде — «в суд или осуждение».

-В чем заключается смысл повторения молитвы «Господи, помилуй» 3 раза, 12 и 40 раз?
— «Господи, помилуй!» — древнейшая и самая краткая молитва. Многократное повторение «Господи, помилуй» напоминает нам о том, что грехопадения человека по его духовной немощи постоянны, но мы не коснеем во грехе, а постоянно взываем о помиловании. Чтобы усилить нашу покаянную молитвенную настроенность, в определенные моменты богослужения мы повторяем ее 3, 12 и 40 раз. Все эти три числа в святой Библии символизируют полноту. Когда в храме возглашается или поется многократное «Господи, помилуй!», верующие призываются к усиленной молитве.

-Некоторые прихожане в храме во время службы подпевают хору. Допустимо ли это?
-Благочестивый христианин в храме должен молиться молча, за исключением тех молитв, которые на литургии поются всеми прихожанами: «Отче наш» и «Верую», а на всенощном бдении — «Воскресение Христово видевши».
Если же есть желание петь вместе с хором, следует подойти к священнику и взять у него благословление петь на клиросе.

— Как правильно выбрать нательный крестик, имеет ли значение его форма или материал, из которого он сделан?
— Нательный крестик — это икона, образ распятого на Кресте Спасителя, и он должен быть изготовлен согласно церковным правилам, канонам. Если вы покупаете крестик в церковной лавке, то там все они каноничные, правильные, несмотря на разнообразие форм. Здесь вы можете руководствоваться только своим вкусом.
Если же вы покупаете его в другом месте, то стоит обратить внимание, чтобы там был изображен правильный крест, на Распятии была надпись «IС ХС», а на обороте — «Спаси и сохрани».
Благородность материала (серебро или золото) никак не влияет на ценность и значимость креста: он ценен тем, что это образ распятого Господа Иисуса Христа, поэтому крестик, сделанный из любого материала и освященный в церкви, является святыней. Желание украсить крестное знамение, изготовить его из драгоценных материалов естественно, если оно продиктовано стремлением пожертвовать Богу лучшее, а не украсить себя. И каким бы дорогим и красивым ни был ваш крестик, нельзя носить его напоказ, поверх одежды. Это не подвеска, не кулон, он и называется поэтому «нательный».

— На поминках я не подавала вина, сказала, что Церковь не позволяет. Но некоторые потом говорили, что такими “запретами” я прикрываю свою жадность. Как объяснить, что они не правы?
— По уставному церковному обычаю, вино на поминках не употребляется. Кроме того, в Священном Писании написано, что вино создано для увеселения души человека. А на поминках это не уместно.
Обычай поминать усопшего не молитвой, а вином укоренился в безбожное советское время.
Но мы должны помнить, что это неправильно.

— Если большинство приглашенных на поминки — неверующие, нужно ли в пост подавать им постную пищу, ведь они не постятся?
— Если вы хотите помянуть усопшего по православному обычаю, тогда нужно следовать церковному уставу, в котором ясно написано, что можно вкушать в этот день, а что нельзя.
В противном случае пользы от таких поминок умершему человеку не будет.

— Как поминать людей с нехристианскими именами?
— В домашней молитве поминать людей с нехристианскими именами можно. Что же касается поминовения в храме, то в православной традиции за таких людей во время богослужения поминовение не совершается.
Вообще при крещении, даже если родители назвали ребенка неправославным именем, священник в молитвах упоминает другое, православное, обычно близкое ему по звучанию. Его и следует указывать в записках.
Если же оно неизвестно, все равно напишите вместо нехристианского имени близкое ему по созвучию христианское (например, Лилия — Лидия) и без сомнения веруйте, что Бог услышит вашу молитву, потому что Он — Сердцеведец и знает все наши мысли и тайные помыслы.

-Великим постом на службах приходится совершать много земных поклонов. Что делать, если по состоянию здоровья это невыполнимо, может, пока не ходить в церковь?
-Ходить на великопостные службы надо однозначно. Но лучше встать в сторонке, где нет людей, чтобы не вводить других в искушение или осуждение.
А стесняться своего состояния не стоит: больной, немощный человек может даже посидеть во время службы на скамейках, которые специально для этого поставлены в храме.

-Как отмечать день рождения ребенка, если он выпадает на Великий пост, ведь ребенок ждет праздника, подарков и угощений?
-День рождение отметить, конечно же, надо, чтобы ребенок не думал, что о нем забыли. Но лучше перенести праздник на субботу или воскресенье, особенно, если он выпадает на строгие дни поста, среду или пятницу.
Постарайтесь, по возможности, украсить стол фруктами, поставьте свечи, чтобы ребенку
было приятно. А вот зрелищные и развлекательные мероприятия нужно исключить, объяснив ребенку, что сейчас идет пост.

— Можно ли читать акафисты в пост?
— Акафист — это не уставная служба. Об акафистах в пост в Уставе ничего не сказано. Единственное уставное чтение акафиста Пресвятой Богородицы совершается в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, в субботу пятой седмицы Великого поста. Чтение всех прочих акафистов — это просто благочестивый обычай. И потому акафисты в пост вполне можно читать. А в храме в пост не читают акафисты просто потому, что некогда — службы постовые длиннее, а вечером в воскресенье, когда обычно и читают в церкви акафисты, совершаются пассии. Вот некоторые и думают: раз в церкви в Великий пост акафисты не читают, то и дома читать нельзя. Но это не так.

Подготовила Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.