Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > К Господу или… к доктору?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 4 (160) 22:50, 28 февраля 2019

К Господу или… к доктору?

«Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров», — писал святитель Феофан Затворник. И тем не менее со своими телесными недугами человек смиряется гораздо труднее, чем с духовными, часто просто игнорируя последние. И только когда понимает, что одно без другого невозможно, открывает Библию, произносит слова молитвы, идет в храм. Как обрести крепкую духовную опору, борясь с болезнями, разъясняет настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иерей Виктор Плаксин.

Некоторые верующие люди, узнав, что у них тяжелая форма онкологии, начинают активно ездить в паломнические поездки. Не будет ли лучше в таких ситуациях все силы и время отдать лечению, молясь дома и в храме?

— Многие начинают совершать многочисленные паломничества и обременять себя длинным молитвенным правилом именно в надежде на исцеление. Конечно, мы, как дети Божии, вольны обращаться к Нему в молитвах, и надеемся на то, что Он, наш милостивый Отец, подаст нам просимое, но, прежде всего, стоит осознать, что независимо от того, исполнится ли наша просьба, Господь всегда находится рядом и старается оградить нас от излишних горестей. Достигнув такого понимания и положившись на волю Божию, мы обязаны, насколько это в наших силах, предпринять все, чтобы достигнуть телесного исцеления, не повредив душевному и духовному состоянию. В первую очередь, направиться за лечением к квалифицированным врачам, поскольку в этом проявляется ответственное отношение к величайшему данному нам свыше сокровищу — жизни. Вместе с тем, мы должны обращаться с молитвой к Господу и святым, уповая на их помощь. Каждый волен сам выбирать для себя, в зависимости от собственного состояния, как именно он будет реализовывать это обращение — через домашнюю, храмовую молитву или в паломничествах к святыням. Самое главное, чтобы за подобными действиями не прочитывалось желание любыми способами получить просимое. Иначе мы рискуем не только не излечиться от телесного недуга, но и повредить бессмертную часть своей природы, вложенную в нас свыше. Тогда, к сожалению, понесенные нами тяготы окажутся напрасными.

Сын болен алкоголизмом. Узнала, что на одном из приходов действует школа трезвения. Он, вроде бы, не против ее посещать, но ни у него, ни у меня нет четкого понимания, что такое обет трезвости и что будет, если его нарушить?

— Общество трезвости можно посещать и без обета. Ведь любой обет — это особое, отнюдь не обязательное, усилие и обременение, которое человек берет на себя ради того, чтобы потрудиться перед Господом и снискать Его милость. Подобные обеты брали на себя некоторые праведники Ветхого Завета, называемые назореями. При этом обет мог быть принят как пожизненно (к примеру, Иоанном Крестителем), так и на время, ради упражнения в благочестии. Благочестивые подвиги закаляют нас и проистекают из ревностного желания сделать себя лучше ради любви к Богу.

В вашем случае, думаю, необходимы не дополнительные обеты, а полномасштабное лечение. Пристрастие к алкоголю, помимо того что порабощает душу человека, негативно действует и на тело. Но в этом и отличие алкоголизма от многих других страстей, столь же опасных, но более коварных (таких как гордость, уныние, гнев и другие) — последствия его разрушительной деятельности очевидны для человека. И медицина разработала довольно успешно применяемый комплекс мер по излечению тела от этого недуга. Однако как страсть алкоголизм губителен и для души. Вот в этом как раз и призваны оказать помощь православные братства трезвости или общества трезвения. Их члены зачастую сами когда-то излечились, а затем уже дали обет воздержания от алкоголя. Именно в такой последовательности.

Сейчас вам с сыном, конечно же, стоит обратиться в одно из православных обществ трезвения и все силы направить на то, чтобы сын понял всю пагубность алкоголизма, который рюмка за рюмкой выдавливает из человека личность, и волевым усилием начинал лечение — медикаментозное и духовное.

Подруга страдает от тяжелых периодических депрессий. Сейчас просит, чтобы я взяла ее в храм, сказала, какие молитвы почитать. Я опасаюсь, что это не улучшит ее состояния, и разочарование только усугубит ситуацию. Как поступить?

— Храм все-таки не поликлиника, а депрессии не простуда, рецепт лечения от них совсем не прост. Очень часто для депрессии — настоящего бича современного общества — нет никакого основания в нашей жизни, и если мы найдем в себе силы взглянуть на свою жизнь объективно, мы поймем, что живем настолько прекрасно, что лучше и мечтать грешно, просто так завысили свои ожидания от жизни или настолько запустили своего «внутреннего человека», что страдаем исключительно на пустом месте. В таком случае человек должен сначала сам осознать проблему (а вернее, иллюзорность своих тревог) и обратиться к Богу за советом, одновременно размышляя о милосердии Божием к нам, грешным.

Если же для депрессии есть очевидный повод (болезнь, тяжелый недуг кого-то из родственников, проблемы с финансами, в личной жизни и т.п.), заставить себя переменить настроение бывает нелегко. В таком случае надо понять, что в трудной ситуации единственный, на кого мы во всей полноте можем положиться, — это Бог. Чем больше мы доверимся Ему и поймем, что все мы Его дети, которым Он желает только добра, тем легче нам станет жить.

Если подруга стремится в храм, ваш долг как православного человека — обязательно ее проводить и желательно представить знакомому священнику для беседы и дальнейшей исповеди. По поводу молитв — пусть она сама подберет для себя те, которые наиболее отвечают ее внутреннему состоянию. Для разочарования не останется места, если подойти к молитве трезво: не ожидать сиюминутных чудес, а воспринимать молитву как общение с Господом — нашим любящим Отцом.

Бывают случаи, когда на детской площадке родители, замечая малыша с ярко выраженными признаками тяжелой болезни, стараются увести своего ребенка подальше. Или соседи не разрешают установить пандус в подъезде для инвалида после ремонта. Ужасно, что общая лестница становится важнее человека! Стоит ли пытаться вразумить таких людей?

— В данной ситуации, к сожалению, проявляется наша взаимная нелюбовь. Господь наш Иисус Христос учил, что нельзя воздавать злом за зло, и даже в ситуации, когда на нас несправедливо ополчаются окружающие, мы не должны думать о них плохо. Однако как граждане государства мы имеем право отстаивать свои права, тем более права человека, которому живется гораздо тяжелее, чем нам. Вразумлять никого не стоит: для нас важнее не то, что мы правы, а интересы опекаемого человека. Сейчас по всей стране развиваются различные программы помощи тем, кому тяжело самостоятельно передвигаться. Можно постараться максимально корректно донести эту идею до соседей, при отказе же обратиться в управляющую компанию или гражданский суд, призванный решать спорные ситуации.

Если человек причинил зло другим из-за своего психического заболевания, получает ли он прощение? Что происходит с душой такого человека, если он не может ни исповедоваться, ни причащаться?

— Вопрос сложен из-за множества принципиально различных возможных ситуаций, соответствующих описанным обстоятельствам. Осознает ли человек свое состояние или нет; специально ли причиняет вред или считает свое поведение нормой, какого типа это зло: просто неудобства, которые можно терпеть, преодолевая дискомфорт, или присутствует реальная угроза здоровью? Говоря коротко, мы должны принимать, хоть это бывает далеко не просто, немощи близких нам людей и с глубоким сочувствием терпеть ущемление своих интересов, однако нести ответственность и настаивать на оказании квалифицированной врачебной помощи в случае необходимости. Не в нашей компетенции судить о том, какие процессы претерпевает душа того или иного человека или какова будет его участь на Страшном Суде. Мы призваны спасать свою душу и по мере сил помогать окружающим делами любви без осуждения и давления. Обычно, по совету святых отцов, Церковь старается не оставлять своих чад без причастия, даже если они имеют душевные немощи. Кроме того, таинство Елеосвящения специально предназначено для духовной поддержки немощных. Обратитесь к священнику ближайшего к вам прихода и обсудите возможность приобщения болящего к таинствам. Божией вам помощи!

Стала посещать занятия йогой. Моя верующая мама упрекает, мол, это грех. Я воспринимаю это как способ расслабления и приемлемую для меня физическую активность. Действительно ли йога неприемлема для православного верующего и противоречит учению нашей Церкви?

— Изначально йога — это совокупность физических, психических и духовных практик, пришедшая к нам из индуизма. Хотите ли вы стать адептом индуизма и совершать индуистские практики, направленные на достижение саматхи? Настоящая йога неотделима от индуистской философии и в целом от разработанной системы психофизических практик. Естественно, что в таком виде она совершенно неприемлема для христианина. Хотя все мы понимаем, что сейчас слово «йога» имеет ярко выраженное коммерческое употребление и практически все «йоги», учащие своих адептов гармонии и расслаблению, мало что могут сказать о различиях между основными направлениями этого учения и вряд ли читали Йога-сутру, то есть являются, по сути своей, фитнес-инструкторами. Тем не менее если вы считаете себя верующей православной, правильнее будет найти такие занятия, где нет претензий на душевные практики, а прямо, без лукавства, призывают заниматься гимнастикой или чем-то смежным, иными словами, где вас не привлекают красивыми, но малопонятными терминами, прикрывая либо корысть, либо собственную некомпетентность.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.