Главная > Вопрос - ответ > Как бесплодным супругам «продлеваться» в будущее?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 8 (140) 15:19, 19 апреля 2018

Как бесплодным супругам «продлеваться» в будущее?

В старину на Красную горку, в первое воскресенье после Пасхи, свадьба была невероятно популярна. Минул Великий пост, а работы в поле еще не начались. И хотя сегодня уклад нашей жизни строго не зависит от аграрного календаря, именно в этот период начинается сезон свадеб. В связи с этим у людей, решившихся на семейную жизнь и начавших ее строить, возникает много вопросов. На них нам отвечает проректор по воспитательной работе, духовник Выксунского духовного училища иерей Антоний Лазарев.

— В Церкви есть строго установленные периоды и дни, когда таинство Брака не совершается, причем это не только посты. Почему?

— Таинство Брака не совершается в великопостный период, начиная с Мясопустной субботы, в течение Сырной седмицы, самого Великого поста и последующей Светлой пасхальной седмицы. Не венчают и в посты: Петровский (по 12 июля), Успенский (с 14 по 27 августа), Рождественский и на Святках — с 27 ноября по 20 января. Кроме того, браковенчание не совершается накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников, в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и Воздвижения Креста Господня — 27 сентября и накануне их. Это связано с тем настроением, которое должен испытывать христианин в эти дни, если он действительно глубоко, а не формально верующий.

— Сегодня нередко встречаются пары, которые не считают нужным регистрировать семейные отношения в ЗАГСе, но вместе с тем живут по законам православия и хотели бы обвенчаться в церкви. Может ли Церковь пойти навстречу и благословить такую пару на таинство Венчания?

— Нет, не может. В современных реалиях таинство Венчания совершается только над парами, которые уже засвидетельствовали перед государством свои семейные отношения.

— Люди, вступающие в брак, в большинстве своем хотят иметь детей. Но не все знают, как влияет на здоровье потомства девственная чистота, что именно от нее зависит, какими будут дети. В прошлом веке генетики выдвинули теорию телегонии, которая утверждает, что на потомство женщины влияют все ее предыдущие половые партнеры. Как к этому утверждению относится Церковь? Как это явление можно объяснить с духовной точки зрения? Могут ли женщины, имевшие до брака интимную жизнь, через покаяние освободиться от действия этого явления и иметь в браке здоровых детей с хорошим генофондом?

— Вопрос весьма объемный, постараюсь ответить на него последовательно.

Во-первых, следует отличать такие понятия, как целомудрие и физическая чис­тота. Целомудрие в узком смысле слова — это воздержание от разного рода похотных движений плоти как до брака, так и в браке. В более широком смысле это воздержание от всякого рода греховных помыслов и поступков вообще. Грех внес в человеческую природу некий разлад, в результате которого человек перестал правильно понимать себя и окружающий его мир, целостное мировосприятие сменилось на узконаправленное, искаженное (Рим 7:15), человечество было облечено в «кожаные ризы» (тленность, смертность, страстность), поэтому какие бы добрые поступки мы ни совершали, они так или иначе срастворены со страстями, если мы не идем по пути покаяния, изменения. Метанойя — перемена ума, так по-гречески именуется покаяние. Вот об этой перемене в душе и следует в первую очередь заботиться каждому православному христианину как до брака, так и в браке. Даже святые ощущали в себе греховное движение плоти. «Не познал я жены, и я не девственник», — говорит о себе преподобный Кассиан Римлянин. Преподобная Мария Египетская боролась с блудной страстью на протяжении 17 лет, находясь в пустыне! Вернулась ли к ней ее физическая невинность — вопрос медицинский, а не религиозный, но целомудрие в его духовном, а не физиологическом понимании, она обрела однозначно. «Не говори в сердце своем: невозможно мне […] стяжать чистоту девства после того, как я столько раз растлевал себя и подпадал неистовству тела. Ибо где приложены будут болезни и труды покаяния со злостраданием и теплотою душевною и источатся реки слез умиления, там все твердыни греха разрушаются, всякий огнь страстей угасает и совершается новое свыше рождение наитием Духа Утешителя — и душа опять соделывается палатою чистоты и девства», — вразумляет преподобный Никита Стифат.

Во-вторых, утверждать, что телегония является установленным научным фактом, нельзя. Чтобы убедиться в ложности данной теории, откройте словарь Брокгауаза и Эфрона и почитайте о проведенных опытах естествоиспытателей Ланга и Белля. В Большой советской энциклопедии 1976 года издания также сказано, что «точные генетические эксперименты многих ученых в конце XIX века не подтвердили телегонию».

В-третьих, данная теория является платформой для разного рода спекуляций и богохульных заблуждений, а потому вредна. Как мы знаем из Священного Писания (Книга Руфи), дед царя Давида, Вооз, был для своей жены, Руфи, вторым мужем. От нее он произвел на свет Иессея, отца великого псалмопевца. Сам царь Давид произвел на свет Соломона от Вирсавии (2‑я Книга Царств), для которой он также был вторым мужем, то есть не первым «партнером». Значит, по логике «науки» о телегонии, самый великий род в истории, давший нам по человеческому естеству Спасителя, был поражен «дегенерацией»?!

Развивая эту теорию, следовало бы предложить добропорядочной христианке первоначально вступить в отношения с альфа-самцом, чтобы потомство было хорошим, «породистым», что совершенно абсурдно и безнравственно!

Отвергая учение о телегонии, с ее физически неотвратимыми механизмами и долженствованием природы, православным христианам следует помнить одну простую истину, что дети учатся более не с наших слов, а с наших поступков, и любой грешник способен измениться, если он этого желает. Человеческая свобода — вот тот камень, который не может поднимать Творец.

— Батюшка, каждому человеку хочется оставить после себя след в этой жизни. Дети нужны не только для продолжения рода, многие родители видят в них продолжение себя. А как супругам в бесплодных браках «продлеваться» в будущее?

— Каждый ребенок — это дар Божий, он наш лишь на то время, пока нуждается в нас. Многие дети в раннем и подростковом возрасте получают глубокую психологическую травму из-за того, что их родители не понимают этой простой истины. Чадо не должно воплотить в жизнь амбиции своих родителей, оно должно найти свой путь и свое место в мире, и родители ему обязаны в этом помочь, но не переусердствовать, задавив его своей опекой. Православная Церковь имеет святых, состоявших в браке, но не имевших детей, например, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Смысл брака — в единении человеческих душ, а чадородие — это следствие брачных отношений. Если вы не любите человека, а вступаете с ним в брак ради того, чтобы иметь потомство, чем вы будете отличаться от животного? Христианин призван к обожению как в браке, так и в одиночестве.

— На Западе обязательное сексуаль­ное воспитание вводят не только в школах, но и в детских садах, запуская программу по нравственному разложению в обществе чуть ли не с рождения. Что можно противопоставить раннему половому просвещению? Может, уже давно пора, начиная с дошкольных учреждений, включать программы по основам нравственных ценностей, которые оградят детей от влияния либеральной идеологии?

— Для преодоления последствий раннего полового развития современных подростков существуют два взаимодополняющих пути. Первый предлагает медицина, и это ограниченный путь: как бы смирившись с природой, необходимо локализовать и обезопасить ранние отношения; это система полового просвещения, психологической помощи, полового предохранения и от ранней беременности, приводящей к печальным последствиям, и от СПИДа, и от прочих болезней.

Второй путь непосредственно относится к сфере религии: это духовное просвещение юношества, главной целью которого является воспитание целомудрия, причем основываться здесь нужно не столько на житиях и наставлениях древнеегипетских отшельников, а на примерах святых и праведных христианских семей, в том числе современных.

Важно и нужно просвещать подрастающее поколение, и хорошо бы ввести уроки нравственности, только ракурс и метод подачи материала должен быть правильным, соответствующим, чтобы это все не превращалось в профанацию, не вызывало ненависти и враждебности по отношению к религии, а это уже зависит от мастерства учителя.

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.