Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Как научиться причащаться?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 18 (102) 17:22, 22 сентября 2016

Как научиться причащаться?

dsc_6676-foto-olgi-sherstnevojНа какие только уловки не идут родители, чтобы подвести своего ребенка к причастию! И как только ни назовут святыню, чтобы их чадо захотело открыть пошире ротик и принять ее с радостью и благоговением. Сначала Святые Дары — это «конфета» и «сладенькая водичка», потом — стимул получить подарок, а со временем и того хуже — орудие манипуляции родителями… Для древних христиан сама мысль о том, что можно называться христианином и при этом не причащаться, была абсурдной. Христиане собирались для совершения литургии даже под угрозой смерти. В наши дни, когда мы свободны в своем религиозном выборе, должно быть аксиомой, что жизнь христианина немыслима без Евхаристической Чаши. Мы должны причащаться сами и научить этому своих детей. Поможет нам в этом духовник Арзамасской православной гимназии в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерей Сергий Жулин.

 

Должен ли ребенок причащаться осмысленно, или это важно только для взрослого?

— Это важно и для взрослого, и для ребенка в равной степени. Готовить ребенка к осмысленному, ответственному отношению к церковному таинству надо заранее. Как только ребенок начинает познавать мир, как только что-то начинает осознавать, в его картину мира должны быть включены такие понятия, как Бог, Творец, святыня. Перед походом в храм мать обязана объяснить ребенку, куда он идет, что такое причастие.

Осмысленно ребенок готов причащаться с семилетнего возраста. Хотя бывает по-разному. Один в семь лет не понимает, как исповедоваться, другой уже в шесть кается с глубоким осознанием своих грехов. Бывает, что уже в первом классе ребенок рассуждает как богослов. И сразу заметно, занимаются с ним родители или нет.

Как ребенку объяснить, что такое исповедь и причастие и зачем ему причащаться?

— Начнем с мотивов родителей: для чего у нас многие несут младенцев к причастию? Чтобы не хворал, чтобы никто его не заколдовал. Отношение к величайшей святыне как к магическому обряду недопустимо. Для меня как верующего человека оскорбительно слышать и такие слова: «Сейчас тебе мняку/компотика сладенького дадут». Не надо дурить ребенка. Пусть он еще не знает, что такое Тело и Кровь Христовы, но по реакции родителей и окружающих поймет, что это что-то очень важное.

Поверьте, не надо высших богословских знаний, чтобы донести до ребенка понятие о Боге, Его свойствах. «Господь — сердцеведец, Господь — всевидящий, Он видит даже твои помыслы», — скажем ему. Ребенку уже этого знания о Боге достаточно. Он даже думать плохо отучится, не то что делать. «От Бога за сараем или в подвале не спрячешься, веди себя хорошо. Господь тебя всегда будет любить за это. Он тебя и плохого любит, а если ты будешь хороший, вообще будешь Божий человек».

Если мать сама будет идти к Богу, она сможет донести свою веру и ребенку. Надо сначала для себя открыть мир Евангелия, мир Христов, и тогда не возникнет вопросов, как объяснить ребенку, зачем в воскресенье идти в храм и причащаться.

Мы должны прививать ребенку отношение к причастию как к празднику. Для меня причащение ребенка — это праздник всей семьи. Некоторые приводят детей в футболке, шортах. Так и хочется им сказать: «Мячик, теннисную ракетку с собой возьмите!» Надо ребенка настроить на праздник: девочке надеть красивое опрятное платье, мальчику — рубашку с брюками или костюм, по дороге в храм не говорить о пустяках, в машине не включать радио. Переступая порог храма, вспомнить, что ты попадаешь в другой мир: здесь все возвышает, все напоминает о высшем, о Боге. Свет свечей и лампад, благоухание кадильного ладана, песнопения…

Поэтому еще раз повторю: причастие — это праздник семейный, потому что вместе с причастником домой приходит благодать. И надо ее удержать, не посрамить и не осквернить святыню своим недостойным к ней отношением. Ведь нередко бывает обратная картина: пришла мама с ребенком из храма, включила телевизор и магнитофон на полную катушку, и словно и не было до этого ничего. Необходимо иметь страх Божий и этому страху учить детей.

Я часто говорю родителям: вы все грамотные люди, у вас есть компьютер, интернет, загляните: «как подготовиться к святому причастию». Вам все расскажут и о настрое души, и о том, что почитать. Вы этим только порадуете священника, и Господь порадуется за вас. Прошли времена, когда люди читать и писать не могли и единственным источником информации для них был священник.

К примеру, вчера пришла ко мне женщина причащать ребенка со словами: «А мне бабушка не объяснила, что ему надо было поститься». Ты привела ребенка, который не постился, не молился, вечером на службе не был, пришел в шортах и грязной футболке — как мне быть? Мне жалко ребенка, хочется его причастить, помочь ему, но прежде всего его мать этого не хочет. Она по привычке думает, что наша вера — бабушкина, только бабушки все знают касательно церковной религиозной жизни, а самим не обязательно в это вникать и этим жить.

Вы согласны, что подготовка к исповеди должна быть постепенной? Мне известно, что некоторые дети, если воцерковлены с раннего возраста, сами изъявляют желание исповедоваться, задолго до «официального» допуска?

— Я никогда не препятствую подходить ко мне на исповедь, если у ребенка есть такая внутренняя потребность. Один мальчик, ему шел только шестой год, ко мне подходит и говорит: «Батюшка, хочу покаяться в одном грехе: я опять не слушался бабушку. Не знаю, что мне с этим делать». Когда этому мальчику было семь лет, я с ним беседовал уже как со взрослым. Только родители могут понять свое дитя, когда ему пора, и мне как духовнику легко понять того ребенка, который ко мне ходит.

Многие родители, желая духовной пользы ребенку, стремятся, чтобы тот причащался еженедельно. Это безусловно по отношению к детям, скажем, четырех лет. А детей постарше, которые уже отдают отчет в своих поступках, совершают одни и те же грехи и при этом не желают исправиться, не лучше ли на время отлучать от причастия?

— Такой вопрос надо решать обязательно вместе со священником, который исповедует и знает вашего ребенка. Для нормального духовного роста ребенка или взрослого нужен один приход и один священник. Мне вспоминаются слова Патриарха Кирилла, обращенные к народу, по этому поводу: «Самый главный для вас чудотворец — это приходской священник, с которым вы соединяетесь в Евхаристии, с которым причащаетесь от одной Чаши. Очень хорошо, когда священник знает каждого ребенка, каждую семью, ее беды и недостатки, чем ее поощрить и чем поддержать. А когда приход состоит из захожан, проблемы духовного роста человека очень трудно решать. Врачевать себя и свою семью можно только на одном приходе, а не бегая по разным храмам и весям в поисках прозорливцев и чудотворцев».

У нас развилось странное понимание, что ребенок каким-то механическим образом соединяется с Богом, поэтому каким бы он ни был, что бы ни говорил, как бы ни шел его духовный рост, такой ребенок должен причащаться как можно чаще — тогда в нем будут происходить хорошие перемены.

— Ребенок — безгрешный, святой человек. Нет смысла часто его причащать. Если он будет причащаться со смыслом, пониманием, молитвой, ему это пойдет только на пользу. А если ради магии, то это уже причащение Тела и Крови без рассуждения, хула на Духа Святаго. Я считаю, совсем не обязательно причащать ребенка после семи лет часто. Пусть причащается вместе со взрослыми, со своей семьей.

А что же делать родителям, если они замечают, что ребенок никакой ответственности за содеянное не чувствует, что привыкает к алгоритму: пришел, что-то сказал на исповеди —причастился?

— Такое может случиться, если у ребенка нет страха Божия. Это прежде всего упущение родителей в его воспитании. В рассказе Лескова «На краю света» говорится о просвещении полудиких народов Западной Сибири. Во время бури некрещеный якут спас архиерея от гибели, а крещеный, бросив монаха на произвол судьбы и предварительно съев Святые Дары, рассудил: «Попа встречу — он меня простит».

Важно объяснить ребенку, что грех, который постоянно повторяется, сугубо вопиет Богу об отмщении, что таким поведением он привлекает на себя гнев Божий. Конечно, любовь Божественная к человеческому роду безмерна, но злоупотреблять ею нельзя. Чрезмерное упование на Бога — это хула на Духа Святаго. Опасно ребенка наставлять: мол, скажи грехи батюшке — он тебя допустит к причастию. Покаяние должно быть от чистого сердца, у тебя должно быть стремление к изменению себя. Надо больше разговаривать с ребенком, объясняя ему в том числе и разрушительное действие греха, как грех, накапливаясь, может превратиться в страсть, а страсть обернуться болезнью. Как, к примеру, у воров, которые уже не могут не воровать и постоянно мучаются навязчивой мыслью что-то стянуть.

Мы не рассказываем детям о вреде наркотиков, о добродетели чистоты и целомудрия, о проблемах, которые могут их подстерегать в переходном возрасте. Покажите детям этих больных людей, как они несчастны и как страдают, и чем заканчивается их жизнь. И тогда беда может обойти вас стороной. А сейчас у родителей программа максимум: обуть, одеть, накормить, а еще дом построить, автомобиль купить, в Турцию съездить. А дети? У них целый холодильник еды и шкаф одежды, ответят родители. А это совершенно неважно. В супружестве надо ставить главной целью не получение удовольствий, а воспитание детей, устроение семейной жизни. В детей надо как можно больше вкладывать доброго, чтобы они были лучше, чем мы, чтобы не повторяли наших ошибок. Еще очень важно папам и мамам хранить свой авторитет перед ребенком в праведности, честности. Я заметил, что в семьях, где соблюдаются посты, среда и пятница, где все ходят в храм и молятся, жизнь устраивается просто.

Как должно выглядеть детское молитвенное правило перед причастием? Это сокращенный вариант взрослого или специальные молитвы, адаптированные под маленького члена Церкви? Должно ли правило расти вместе с ребенком?

— С молитвой, как и с постом в отношении детей, надо быть очень аккуратным и последовательным. Нельзя детей перегружать большим правилом. Я всегда говорю своим прихожанам, что лучше всего причащаться всей семьей: папа, мама, дети. Все дружно читают молитвы перед причастием: старшие стоят, младшие сидят. Если младший куда-то уполз, машинкой играет, не обращайте на него внимания. Поиграет — снова подбежит, послушает. Не надо ребенка привязывать к своей ноге: стой, слушай! Поверьте, постепенно к нему придет понимание и желание стоять со всеми и молиться. В христианском воспитании детей надо придерживаться золотой середины, учитывая их возраст, особенности характера. Сколько детей начинают посещать воскресную школу, даже алтарниками становятся, а потом где все эти дети?

Как подготовиться с ребенком к исповеди? Что делать, если он смущается обсуждать свои проступки с родителями, говорит, что все про себя знает, а на абстрактный разговор о грехах и их видах не соглашается?

— Ребенок повзрослел — это же очень хорошо! Он уже начал понимать, что исповедь — это он, батюшка и Господь Бог. Главное — предупредить: смотри не обмани батюшку, потому что Бога невозможно обмануть. Иди и кайся, батюшка никому и никогда о твоих грехах не скажет, будь откровенен, ты предстоишь перед Богом.

Беседовала Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.