Главная > Церковное искусство > Каменная симфония русского Средневековья
«Ведомости Нижегородской митрополии» 23 (131) 16:04, 7 декабря 2017

Каменная симфония русского Средневековья

Церковь святых Петра и Павла в Кожевниках

Церковь святых Петра и Павла в Кожевниках

Принятие в 988 году христианства в его восточном варианте сделало Киевскую Русь частью богатой многовековой христианской культуры, развивавшейся в Византийской империи. Греческие мастера — создатели первых каменных храмов в Киеве, Чернигове, Новгороде — перенесли на русскую землю крестово-купольный тип храма, ставший главным в русской архитектуре на многие столетия. В XII веке на основе крестово-купольной системы, когда единое Русское государство оказалось разделенным на отдельные княжества, начался процесс формирования местных архитектурных школ. Сегодня поговорим о тех из них, которые исследователи объединяют под общим термином «древнерусская архитектура», относя к ней целую эпоху с XII по XVII века.

Киево-Черниговский стиль

Первым по времени возникновения является Киево-Черниговский стиль. Киев и Чернигов — самые древние и значимые города Руси, здесь в XI–XII веках сыновья крестителя Руси Ярослав и Мстислав ведут активное храмовое строительство, чтобы сакрализовать городское пространство и соединить Русь с церковной традицией Византии.

Первые русские храмы — не слепое следование византийской традиции. Зодчие, взяв за образец греческий архитектурный канон, вносят дополнительные детали в облик русских храмов. Они обрастают дополнительными нефами, куполами, галереями. Не случайно архитектуру этого периода, и не только киевскую, относят иногда к стилю монументального историзма. Образность архитектуры величава, символика многосложна, а функция — подчеркивать статус Русского государства.

Самые яркие образцы стиля: масштабные и величавые Софийский собор в Кие­ве и Спасо-Преображенский в Чернигове — стали своего рода символами идеологической политики Руси, развивавшейся в русле популярной на православном Востоке идеи о странствующем Святом граде — переносе Иерусалима.

В русле киевских традиций развивалось в середине второй половины XII века и зодчество Чернигова, Переяславля, Волыни, Смоленска и Рязани. Дольше всего киевские традиции сохранялись в Чернигове. В XII веке на смену «полосатой» (византийской) кладке приходит новая, порядовая равнослойная, из кирпича прямоугольной формы. Фасады скромно украшают аркатурными поясами, многоуступчатыми порталами и нишами.

Церковь святых Петра и Павла в Кожевниках

Церковь святых Петра и Павла в Кожевниках

Псково-Новгородский стиль

Ранне-новгородское строительство связано тоже с именем князя Ярослава, который больше интересовался Киевом, но тем не менее и в Новгороде возвел ряд значимых храмов, включая Софию Новгородскую.

Первые каменные постройки Новгорода относятся к XI веку. Среди них Софийский собор, сооруженный в 1045–1050 годах теми же мастерами, что строили Софию Киевскую. Новгородская София проще и лаконичнее по своим формам. Это пятикупольный пятинефный храм с широкой галереей и лишь одной лестничной башней.

Во второй половине XIII — начале XV века в Новгороде строятся в основном небольшие, четырехстолпные одноглавые храмы, близкие к кубической форме, рассчитанные на небольшой приход. Декор их определяют купеческие вкусы. Фасады покрываются маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, выложенными из кирпича крестиками. Пример — церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406). Псков в середине XIV века — самостоятельная республика и крупнейшая крепость на западе Руси. В силу его географического положения там развивается в основном крепостное зодчество, но и каменных храмов строит­ся немало.

Тип псковской церкви сложился в течение XIV–XVI веков все на той же основе — греческих образцов. В плане он квадратный или прямоугольный, с выступами у восточной стены. Апсид чаще всего три, они разной высоты, иногда асимметричны. Для большей устойчивости псковские мастера иногда заваливали внутрь построек стены или места их сопряжений.

Псковский храм, как и новгородский, имеет одну главу. Он относительно небольшой, приземистый, обширный в нижней части, имеет подцерковья, подклети.

Владимиро-Суздальский стиль

На северо-востоке Руси, когда роль политического и культурного центра переходит от ослабевшего Киева к Владимиру, возникает особый Владимиро-Суздальский стиль. Князь Андрей Боголюбский, при котором зодчество достигает расцвета, задумывает сделать Владимир главным городом Древней Руси, стремясь превзойти Киев. Он приглашает мастеров из разных земель Древней Руси, а также из романской Западной Европы. Они строят храмы из высококачественного белого камня — известняка, покрывают его богатым резным декором. Так складывается самобытная архитектурная школа, символом которой становится белокаменная резьба.

Сюжеты и приемы владимиро-суздальской резьбы богаты и неповторимы. Их источник — в фольклоре, Священном Писании и фантазии мастеров, которые использовали элементы плоской резьбы по дереву и округлую, горельефную резьбу, заимствованную у западноевропейских мастеров.

Владимирские храмы — непревзойденные образцы архитектурной пластики. Так, стены Дмитриевского собора во Владимире (1194–1197) и Георгиевского — в Юрьев-Польском (1230–1234) были сплошь покрыты резными рельефами, которые создавали впечатление узорчатой ткани, наброшенной на каменные массивы зданий. Храм с наружной стороны можно было читать как книгу.

Историк византийского и древнерусского искусства Никодим Кондаков писал: «Храмы украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа найдут и время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением».

Излюбленный прием, применявшийся практически во всех храмах владимиро-суздальской школы: поверх вертикальных лопаток приблизительно на середине высоты стен располагается горизонтальный уступ. Таким образом, снаружи объем храма четко делился на два горизонтальных яруса. Окна располагались только в верхней части и были очень узкие, напоминающие щели бойниц.

Нижегородские храмы с владимирским акцентом

По образу храмов владимирской земли были созданы первые белокаменные соборы Нижнего Новгорода — кремлевские Спасо-Преображенский и Михаило-Архангельский. Они были убраны в резь по белому камню и являлись символами Владимиро-Суздальской Руси. Несколько раз они перестраивались и меняли свой облик — оба просуществовали недолго. Но забывать о факте архитектурных связей с Владимиро-Суздальской землей не стоит.

Спасо-Преображенский собор был выстроен из белого камня и покрыт белокаменной резьбой. От его былого белокаменного украшения к началу XX века сохранились лишь капитель и покрытый орнаментальными порезками блок. Они-то и дали историкам возможность реконструировать белокаменное убранство храма начала XIII столетия. В таком виде древний Спасо-Преображенский собор простоял до начала XIV века.

Из-за монголо-татарского нашествия храм многократно горел и уже не подлежал ремонту, так что на его месте был выстроен новый собор, более просторный и величественный, который переживет два новых рождения и в итоге будет взорван в 1929 году большевиками.

Михаило-Архангельский собор, который судьба пощадила, строился спустя несколько лет после Спасо-Преображенского, когда Нижний Новгород оставался порубежной с землями волжских булгар и мордвы крепостью. Нижегородский историк Николай Филатов сделал предположение, что при его создании работали те же мастера-каменщики, которые возводили храмы Суздаля, Владимира, Юрьев-Польского. Об этом свидетельствует найденная при археологичес­ких исследованиях здания в 1960–1962 годах головка льва — широко распространенная тогда в декоративно-художественном искусстве тема, символизирующая храбрость, силу, несокрушимость князей-воинов.

Неоднократно горевший в результате татарских набегов, как и его старший собрат, Архангельский собор был выстроен в начале XVII века уже в шатровом стиле, отвечающем новым эстетическим воззрениям русского человека.

Впрочем, уникальный ход развития владимиро-суздальского зодчества был прерван нашествием монголо-татар, что можно увидеть и на примере нижегородского храмоздания.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.