Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Православное образование > «Каждый день надо работать заново!»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 8 (164) 12:29, 25 апреля 2019

«Каждый день надо работать заново!»

Милые девчачьи личики в белых косынках, мальчики — строгие, в костюмчиках, на рукавах — шеврон — «Православная гимназия Димитрия Донского г. Бор». На богослужении в Николо-Знаменском храме — ученики этого учебного заведения. Только ли учебного? Конечно, нет. Православная гимназия по сути своей организация воспитательная, и одна из ключевых фигур в этом деле — духовник. На него возложена непростая роль духовного окормления и педагогов, и учеников, и даже их родителей. О том, что это такое на практике, мы поговорили с одним из духовников Борской гимназии — иереем Олегом Коноваловым.

— Отец Олег, даже человеку, далекому от темы, понятно, что роль духовника в гимназии не сводится к совместному чтению молитв и исповеди-причастию. В уставе вашей гимназии читаем: «Духовное окормление гимназии заключается в создании и поддержании здорового духовного и нравственного климата в ней…»

— Образ нашего поведения выстраивается не только на основании устава, но, в первую очередь, на основании христианских заповедей. Для того чтобы этому научить — а дети требуют того, чтобы их учили — в том числе существуем и мы, духовники. Но не только обучение наша функция, если брать классическую роль духовника. Мы не подменяем учителей, администрацию. К нам можно прийти, если, к примеру, не хватает смелости пожаловаться учителю или нужен совет.

— Каким образом это происходит?

— Практически во всех гимназиях у духовников есть свой кабинет, приемные часы, когда человек спокойно может подойти к священнику, зная, что тот его ждет. Конечно, хотелось бы выделять на это побольше времени, потому что коллектив у нас большой — 330 гимназистов, плюс педагоги. В семье ведь как — ребенок не по разу за вечер подходит к папе о чем-то посоветоваться. Так и здесь, гимназия — большая-большая семья. Кроме того, мы приходим на уроки, педсоветы, родительские собрания, чтобы обсуждать насущные проблемы уже не индивидуально, а в коллективе. И, конечно, общаемся с детьми, родителями, педагогами на заданные темы. Часто, приходя в класс, я начинаю разговор с вопроса: о чем вы хотели бы сегодня поговорить? Недавно в епархии была встреча с представителями отдела образования и катехизации Московской патриархии. Оттуда я вынес интересный для себя момент: лекции и беседы, обычно проводимые с детьми в образовательных учреждениях, часто не актуальны для этой аудитории. В нашей гимназии тоже есть что-то подобное: тема исповеди, тема поста, темы каких-то праздников, евангельских событий… Беседы об этом мы проводим регулярно, и их, конечно, необходимо обсуждать. А есть еще темы актуальные, когда детей что-то беспокоит именно в этот момент, именно в этом классе. И здесь наши желания — о чем бы мы, взрослые, в том числе и духовники, хотели бы поговорить — не всегда совпадают с тем, что хотели бы услышать дети.

— О чем чаще всего дети хотят говорить?

— У нас в параллели три вторых класса. В начале года я зашел в каждый с одним предложением: дети, сегодня я могу ответить на ваши вопросы, могу осветить свою тему, могу что-то рассказать, а вы потом зададите вопросы. Так вот в одном классе мне не дали слова сказать — лес рук, у некоторых детей по шесть-семь вопросов было. Получилось живое общение на абсолютно разные темы, включая космос, животных, таинства, семейные переживания. В другом классе я о чем-то рассказал, ребята задали вопросы, и мы вместе это обсудили. А в третьем — все просто сидели и слушали меня. Вот такие разные классы, хотя дети из одного города, одного возраста.

— К слову, о возрасте, как вы работаете с подростками?

— В обществе этот возраст иногда называют трудным. Но он никакой не трудный, если не брать отношение взрослых к нему. Это возраст, когда человек должен научиться жить самостоятельно, самостоятельно принимать решения, которые раньше за него принимали взрослые, самостоятельно отвечать на какие-то вызовы, которые у него будут в жизни всегда. И так человек устроен, что все, что ему до этого говорили, он начинает ставить под сомнение. Чтобы это сгладить, важно соблюдать пятую заповедь. Мы ее разбираем очень подробно. И не только первую часть, которую все знают: «чти отца и мать», а и вторую: «да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Как ты до этого времени научился относиться к своим родителям, а также к старшим братьям и сестрам, к учителям, так же потом ты будешь относиться и к начальникам, к людям, которые тебя старше. Когда ребята это понимают, в «трудный возраст» возникают именно вопросы, а не антагонизм.

— Обращаются ли к вам как к духовнику дети, у которых уже есть близкий священник?

— Когда речь идет о воцерковленной семье, у ребенка, как правило, уже есть священник, который ведет его по жизни. При приеме в гимназию мы берем от него рекомендацию. Какие-то вопросы ребенок может решить с духовником. Духовные установки, которые ученик или вся его семья уже соблюдает, поддерживаем.

— Работа с невоцерковленными учениками имеет свои особенности?

— При приеме в гимназию мы всегда говорим родителям, что это не ребенок ваш пришел к нам, а ваша семья. Если вы приняли для себя решение жить по христианским законам, вся семья должна этому следовать. Заранее оговариваем вопрос участия в церковных таинствах: раз в месяц мы стараемся приходить на Божественную литургию либо по параллелям, либо всей гимназией — когда большие праздники или когда владыка Георгий к нам приезжает, а это бывает нередко. Но воцерковление заключается не только в этом, а еще и в образе жизни. И говорить о том, что у ребенка из абсолютно невоцерковленной семьи, в которой он рос в течение семи-десяти лет, за год поменяется образ жизни, было бы неправильно. Но тем не менее родители, приводя сюда своих детей, тянутся за ними, обучаются на наших лекциях, вместе приходят на литургии, вместе причащаются, и таких примеров много.

— Получается, духовных чад у вас как минимум в два раза больше, чем учеников гимназии.

— Больше тысячи. Ведь помимо родителей, есть братья и сестры, которые тоже часто бывают в нашей гимназии. Когда нас спрашивают, а можно ли нам вместе, мы говорим: не просто можно, а нужно! И в первую очередь это нужно детям, которые увидят, что это важно для мамы и папы, и будут понимать, что они не живут двумя жизнями: дома — одна, в гимназии — другая.

— Процент детей из невоцерковленных семей, наверняка, небольшой?

— Наоборот. Гораздо больше детей, которые невоцерковлены.

— Это хорошо или плохо?

— Не знаю, честно говоря. С одной стороны, это минус для воцерковленных. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что люди хотели бы больше молиться, более строгий пост держать. Кто более воцерковлен, с того более спросится, но ты помогай остальным — подсказывай, поддерживай.

Если бы мы брали только воцерковленных, как быть с теми, кого я, может, грубо, «сочувствующими» назову? Если они хотят познавать, хотят обучаться, хотят, чтобы в этой среде их дети учились, хотят дома этим заниматься. Научите только нас, помогите! Почему мы их должны отсеивать? Мы их берем и этому радуемся, дай Бог, чтобы наши слова и труды принесли плод.

— Много ли тех, кто уходит из гимназии, простите за грубое выражение — велика ли у вас текучка?

— Что такое текучка? Для кого-то это какие-то проценты. Для нас же даже когда один человек уходит из гимназии, это потеря. Когда из семьи уходит человек —большая это текучка или нет? Неважно, какая семья, пусть 10 человек, все равно это трагедия. Другое дело, когда родители принимают осознанное решение, что не туда пришли. Посмотрели и поняли, что это не их путь, они уходят. Эта позиция вызывает только уважение. Тех же, кто хотел бы здесь учиться, но по тем или иным причинам не может (переехали в другой город, например), таких мало, и это очень радует.

— Что, на ваш взгляд, больше всего мешает детям расти духовно?

— Семья. Если она только декларирует свои добрые намерения, не прикладывая достаточных усилий, у ребенка возникает двойственность. Конечно, и наша ответственность в этом есть. Нам хотелось бы работать с детьми 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. И то было бы еще мало.

— Работая с детьми, вы получаете духовную радость?

— Больше думаешь не о том, что от этого получаешь, а сколько можешь отдать, насколько добросовестно исполняешь свои обязанности, делаешь ли все, что от тебя зависит. Если видишь какой-то результат, это, конечно, радует. Но… вчера эта радость была, а завтра ее может не быть. Надо каждый день заново работать!

Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.