Главная > Мнения > Кем считаем Горького сегодня
«Ведомости Нижегородской митрополии» 7 (139) 16:09, 4 апреля 2018

Кем считаем Горького сегодня

Этой весной исполнилось 150 лет со дня рождения нашего писателя-земляка Максима Горького. Его литературная и общественная жизнь была тесно связана с малой родиной. Его имя навсегда вписано в историю Нижнего Новгорода, до1990 года именуемого Горьким. А чему тут удивляться? Еще при жизни Алексей Максимович был самым успешным и издаваемым писателем советской России. Однако с закатом идеологии, при которой имя Горького процветало, массовый интерес к нему заметно снизился. Сегодня далеко не каждый юный нижегородец назовет в числе хотя бы прочитанных, не говоря уже о любимых, произведений ранние рассказы писателя. Да и многие молодые родители современных школьников на вопрос: что вы знаете о знаменитом земляке? — снова и снова наградят его ничем для них не значащим клише — «пролетарский писатель», «буревестник революции».

Тем не менее обойти вниманием крупный юбилей писателя земляки-потомки, конечно, не смогли, приурочив к памятной дате целую череду тематических встреч, фестивалей, выставок. Мы снова вспоминали Горького. Как личность, писателя, общественного деятеля, благотворителя. И не раз задавались вопросами: актуально ли его творчество сегодня, продолжаем ли мы считать большого советского писателя выдающимся человеком и художником на все времена? Высказаться на эту тему мы предложили и гостям нашей традиционной рубрики.

Ирина Кулакова,
детский поэт, главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки  имени А. М. Горького:

— Конечно, личность Алексея Максимовича Горького противоречива, неоднозначна. Но то, что, несомненно, вызывает уважение — это его самообразование. Думая о Максиме Горьком, всегда задаешься вопросом: как, отучившись лишь два года в слободском училище, будучи сиротой, мальчик Алеша Пешков вырос во всемирно известного писателя? Согласитесь, это феномен. Можно списать все на врожденные способности. Но любой самородок, как и алмаз, требует огранки. И без таких личностных качеств как воля, трудоспособность, любовь к жизни и творчеству таких высот не достичь.

Горький интересен не только своим писательским талантом, но и в целом своей выдающейся творческой и общественной деятельностью. Взять хотя бы один показательный факт биографии. В 1931 году было положено начало удивительному сотрудничеству и дружбе Максима Горького с малоизвестным тогда еще художником Павлом Кориным из семьи потомственных иконописцев. Одно из самых известных творений Корина — триптих «Александр Невский», написанный в разгар Великой Отечественной войны. Так вот в тридцатые годы прошлого века, не самое спокойное время, «первый советский писатель» Максим Горький неожиданно стал «ангелом-хранителем» художника, задумавшего написать картину «Реквием». На огромном холсте Корин изобразил последнюю Пасхальную службу в Успенском соборе Кремля, 5 мая 1918 года. Замысел эпического полотна родился у Корина в 1925 году под впечатлением от прощания с почившим Патриархом Тихоном. Первоначально полотно так и называлось — «Реквием», но Максим Горький предложил сменить название — на «Русь уходящая» и тем самым дал, по выражению Корина, «охранную грамоту» картине. Писатель внимательно посмотрел на этюды, задумчиво покачал головой: нет, нельзя в годы второй Безбожной пятилетки быть таким неосторожным. И, возможно, этим советом спас жизнь Павлу Корину. Но главное, Горький создал все условия для осуществления масштабного замысла картины «Русь уходящая». Он договорился о том, чтобы Корин мог свободно рисовать этюды в Успенском соборе Московского кремля, ведь в те годы все кремлевские храмы были закрыты для посещения.

Николай Румянцев,
мастер художественного слова:

— Со школы мы привыкли четко разделять в характеристиках — черное и белое, доброе и злое… — без оттенков… И в литературе, и в жизни. Как журналист, учитель-словесник, исполнитель литературных произведений со сцены я стараюсь работать и составлять программу по принципу: «люди все пестрые». И это позволяет литература исключительно родных нижегородских авторов. Предпочтение отдаю поэзии. Но и душа просит, и слушатели всегда ждут и живо принимают удивительнейших Мельникова-Печерского, Кочина, Рыжакова и, несомненно, Горького. Я остановился на одном отрывке из любимой практически всеми повести «Детство»… Как дед Каширин, вроде бы, грубый и жесткий, пришел к побитому им же самим внуку мириться («человека приласкать никогда не вредно»). Не только с подарками, но и откровенной жизненной исповедью человека сильного, много выстрадавшего и исключительно трудолюбивого… И Олеша, поначалу всерьез обиженный на старика, уже сам просил его: «Не уходи!», потому что получил настоящий урок на всю жизнь, как «жить у Бога на глазах»… После этого дед начал учить внука грамоте по церковным книгам… Алексей Максимович описывает это так убедительно, что, читая со сцены, видишь наяву эту волнительную картину… Особенно когда звучит как специально написанная для этого музыка моего друга-композитора Александра Богданова (вечная ему память)… Что творится в этот момент в душе моей и моих соавторов в зале — говорить не буду… Да, «человек есть Вселенная»!

«Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». А кто-то еще сомневается, что Горький несовременен.

Владислав Шаблов,
студент Мининского педагогического университета:

— Отношение к Горькому у меня нейтральное. Не очень близки мне его произведения и по стилю, и по авторской позиции. Во многих ощущается негативное отношение к Церкви, материалистическое мироощущение автора. В известной пьесе «На дне», в ее идейном посыле я вижу прямой спор с православием, антитезу христианству. Вспомним главных героев пьесы: картузника Бубнова, странника Луку, картежника и шулера Сатина. В их «правдах» нет места для Бога, в их системе ценностей его место занял Человек. В своем знаменитом монологе Сатин говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, — о человеко-боге. Такие взгляды были актуальными и своевременными в советском государстве, и Горький их провозглашал со своей писательской трибуны.

И все же один рассказ Горького меня тронул — это «Страсти-мордасти», про пьющую женщину и ее сына-калеку, который жил с матерью в грязном подвале и мечтал, когда вырастет, выбраться наружу, увидеть чистое поле… Главный герой рассказа навещает эту семью, беседует с ними, сочувствует, пытается помочь и грустит о них. Возможно, в будущем я почитаю еще что-нибудь из Горького. Мне интересно узнать, к примеру, как в начале XX века люди жили, мыслили, с какими реалиями сталкивались. Я считаю, что в школьной программе Горький — не лишний писатель. На примере его литературных произведений мы учимся мыслить, принимая во внимание разные взгляды. Можем спорить с ним и не соглашаться. Возможно, кого-то Горький научит чему-то больше, чем меня. Просто это, наверное, не мой писатель.

Елена Крюкова,
писатель:

— Родной город Горького — Нижний Новгород, но писательская личность Горького переросла и малую родину, и местный колорит, и даже Россию. Он, один из немногих советских авторов, вырвался на мировую арену и стал читаем и уважаем целым миром. Читают ли Горького сегодня? Только ли в позолоченном багете школьной программы пребывает его проза? Пару лет назад я перечитала «Жизнь Клима Самгина». Сам Горький считал роман лучшей своей вещью. Но его всеобъемлющая энциклопедичность, на мой взгляд, все-таки чуть меркнет перед великими его пьесами, «Делом Артамоновых», перед поистине народной «Матерью». К концу жизни художник становится мудрее, но не ярче. Это естественно. Тот, кому надо читать Горького, читают его. И люди будут его читать. И даже пусть немногие: эпохи выдвигают и убирают своих кумиров. Просто Горький был и останется большим художником слова на огромной карте русской литературы. Он уже остался в истории. И это отрадно. И нам, нижегородцам, прибавляет гордости: земляк!

 

Евгения Карезина, публицист:

— Можно спорить о художественных достоинствах произведений Горького, но его влияние на умы людей, значение в истории России как личности и писателя отрицать трудно. Вообще, читая некоторые его сочинения, удивляешься, как много в них затронуто близких нашему времени мыслей и проблем. О том, например, чем оборачиваются для народа революции, или о том, как опасно богоборчество и заигрывание с силами зла…

Горький, безусловно, признает существование Бога, но в своих произведениях неоднократно выставляет Создателю претензии за многочисленные страдания и обиды, доставшиеся ему в детстве, за несправедливое устройство жизни, грубость и невежество окружающих людей. Действительно, немало всего этого было в жизни мальчика Алеши. Но кто же как не Господь щедро одарил Алексея мощной, заразительной энергетикой, богатым воображением, работоспособностью, выдающейся памятью? Заметим, что изначально эти таланты проявляются именно в сфере религиозной. Неслучайно епископ Нижегородский и Арзамасский Хрисанф (Ретивцев), посетивший школу, где учился мальчик, выделил Пешкова из всего класса, долго беседовал с ним, похвалил за знания житий святых и Псалтири, попросил вести себя благонравно.

Животворящие тепло и доброту слова владыки будущий писатель не забудет никогда. Но и наставлений его не исполнит — напротив, подрастая, все определеннее сделает свой выбор в пользу темных сил. Это проявится в разных сферах жизни — в писательской, общественной и личной. В его жизни было много того, что сегодня именуется двойными стандартами. Ему, например, без труда удавалось совместить образ самого непримиримого народного заступника и борца с мещанством с неутомимым собирательством предметов роскоши, проживанием в особняке бывшего «буржуя» Рябушинского, барскими привычками домочадцев. Единственную законную и венчанную жену Екатерину Павловну, по единодушному мнению современников, обладавшую всеми качествами идеальной супруги, мать любимых детей, вытесняют многочисленные сожительницы и возлюбленные, зачастую совмещающие любовь с функциями агентов советских и иностранных секретных служб.

В своих статьях «Несвоевременные мысли», написанных в 1917–1918 годах, выражая свое возмущение творящимися безобразиями, Горький, однако, заявляет, что каяться он не собирается, хотя, если вдуматься, разве мало было в его творчестве того, что разжигало бунтарские настроения?

Протоиерей Владимир Гофман,
член Союза писателей России:

— Начиная с ранних лет (детский рассказ «Воробьишко») и до зрелого возраста (роман «Жизнь Клима Самгина») мы читаем Горького. Для меня лично он — рассказчик о жизни, которую я не видел, но в которой узнаю людей, как будто бы мне знакомых. Потому что герои Горького живые. Потому что писателю интересен человек. Так ведь и мне, читателю, человек интересен!

Не знаю, почему Горького назвали «буревестником революции». За его знаменитую «Песнь о буревестнике»? Так мне в этом стихотворении никакого призыва к революции не слышится. Романтизм — это да. Так кто из писателей им хоть сколько-то да не увлекался! Кому в молодости не хотелось, чтобы «скорее грянула буря»? А уж Горький без романтизма и не Горький даже. Один Данко чего стоит! Мы же читаем «Макара Чудру», «Старуху Изергиль», «Сказки об Италии». Вот тут Горький, которого я люблю. А еще «Фома Гордеев», а потом Клим Самгин… Тут уже другой Горький, которого я уважаю.

Его называли великим драматургом. Он написал, действительно, много пьес. А я снимаю шляпу перед автором одной, которая называется «На дне». Мне кажется, эта пьеса в творчестве Горького главная. Она отличается от всех остальных. И потому она — вечная.

Пять раз выдвигали Максима Горького на Нобелевскую премию по литературе. Он не получил эту премию. Но зато получил признательность читателей во всем мире. Когда-то тиражи его книг были такими большими, что другим писателям и не снилось. Сравнить можно разве что с Толстым. Прошел целый век, а Горького по-прежнему читают. И будут читать. А мы еще будем гордиться, что он — наш земляк, с Волги. Великая река — великие люди.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.