«Ведомости Нижегородской митрополии» 17 (149) 13:54, 13 сентября 2018

Легко сказать!

Когда человек начинает ходить в церковь, а если выразиться точнее, посещать богослужения, пытается следовать заповедям, осваивает духовные упражнения, его дальнейшая жизнь может протекать совсем не по тому сценарию, каким он виделся новообращенному сразу после его воцерковления. Вместо братской любви он встречает в людях неприязнь, озлобление, отторжение. И приходит к священнику с вопросом: как быть, когда тебя возненавидели после того как начал ходить в церковь?

Действительно, человек, открывающий для себя возможность выстроить свои отношения с Богом, на пути своего воцерковления часто встречает со стороны окружающих непонимание, а порой и неприязнь. Она может граничить даже с ненавистью. Почему так происходит? Почему Господь попускает по отношению к людям, устремляющимся к Нему, претерпевать проявление зла от других? Как учит нас Церковь, зло — это не природа, а ее состояние. Это болезнь, паразит, который существует только за счет природы, на которой паразитирует. Имеется в виду, конечно, природа человеческого естества. Начало зла коренится в свободе, в ее наихудшем проявлении — произволе человека. Бог не творит зла, и не Он является его источником. Зло рождается только от существа, которое его совершает. Зло — это бунт против Бога. Это позиция личностная. «Но природа добра сильнее привычки ко злу, — говорит святой Диадох Фотикийский (V в.), — ибо добро всегда есть, а зла нет, вернее, оно существует только в момент, когда его проявляют».

Итак, Господь попускает нам претерпевать скорби, унижения и даже ненависть со стороны ближних. Для чего? Для нашего самопознания, учат святые отцы. Как я узнаю о себе, что я не смиренен? Как узнаю о себе, что я не способен простить? Как узнаю о себе, что не хочу терпеть? Лишь через такие вот испытания. Ведь все мы по отношению друг к другу являемся инструментами Промысла Божия. Только по воле Господа все в этом мире имеет свое попущение. Святой Амвросий Оптинский, вразумляя некую женщину, говорил: «Представь себе, что ты бросила в собаку камнем. На кого будет лаять собака? Конечно, на камень. А ты будешь посмеиваться: «Ну и глупая собака: лает на камень!» — хотя его бросила ты. Но тебя-то она не замечает, а замечает причину своей боли — камень». Вот так и мы. Обижаемся на причиняющих нам скорбь и забываем, что все попущено Богом. С какой целью? А не спрашивай. Ведь даже если и узнаем ответ, то в силу своего духовного несовершенства мы не сможем принять это как справедливость. А когда некое совершенство в понимании наступает, то у человека к Богу уже и вопросов-то нет, а только одна просьба — Боже, милостив буди мне грешному (Лк 18:13).

Господь Иисус Христос учил нас быть кроткими. В том числе и в отношении к тем, кто вольно или невольно причиняет нам зло: «Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф 12:29). А грех обидчиков — на их душе, и мы не будем брать на себя греха, не станем питать злого, нехорошего чувства против них. Ибо «злоба и гнев — тоже мерзости, и муж грешный будет обладать ими», — так говорит премудрый Сирах (Сир 27:33). Имея такое знание об отношении к обидчикам, мы лучше понимаем смысл русской поговорки — «на обиженных воду возят».

Нужно регулярно читать Священное Писание, особенно места, где Господь научает терпению в скорбях и утешает призывом побороть свой страх: «Не бойся!» Просвещая евангельским светом, Он освещает все закоулки души человека, и можно надеяться, что придет понимание того, почему «блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого» (Лк 6:22). «В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны… Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте… Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья (Притч 25; 22–23). Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:14–21).

Легко сказать! — возразят некоторые, да и если все время прощать и не мстить, не будет ли это восприниматься как слабость, робость или застенчивость? Мир, в котором беззаконие возведено в ранг закона, потому что люди в нем живут без Бога, воспринимает свойство человека к терпению как проявление слабости. Однако в православном понимании это — добродетель.

Церковь учит: научись терпеливо переносить скорби, не позволяй себе никакой ответной дерзости, и навык терпения сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия. Но, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), ничто так не потрясает целомудрие, как навык к дерзости. И будет уместно в этой связи вспомнить слова, сказанные апостолом Павлом: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил 4:12–13). Бог в человеке и за человека. «Если Бог за нас, кто против нас?» — дерзновенно возглашает святой Павел (Рим 8:31).

И те скорби, которые Господь попускает нам, есть не что иное, как возможность проявить себя по-христиански. Хороший пример для подражания и укрепления в навыке терпения — жизнеописания святых. Соприкасаясь с их опытом, знакомясь с тем, как они переносили скорби и притеснения, мы научимся проходить и через свои испытания, которые в сравнении покажутся нам не такими уж страшными. И очень помогает в терпении скорбей осознание того, что мы порой сами являемся источником несправедливости к боли по отношению к другим.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.