Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Без рубрики > Лучшее осенью
«Ведомости Нижегородской митрополии» 19 (175) 14:43, 15 октября 2019

Лучшее осенью

С 21 по 22 сентября в селе Большом Болдине Нижегородской области во второй раз прошел Международный фестиваль искусств «Золотое Болдино»,  организованный нижегородским творческим объединением «Наше Отечество» и районной администрацией. Он был приурочен к празднику Рождества Пресвятой Богородицы и Болдинской осени, когда «прощальная краса унылой поры» дарит каждому посетителю этих мест драгоценные минуты вдохновения и душевной отрады.

Богу лучшее, что принесем

Болдино место особенное. Оно прекрасно в любую пору, но осенью… его не просто видишь, а чувствуешь. Вот тот самый барский дом с балюстрадой и портиком, где Пушкин жил во время своих приездов сюда, живописный усадебный парк, знаменитый горбатый мостик на верхнем пруду, аллеи, сады, тропинки, беседки… Березы роняют последние листья, стоят обнаженные липы, столетние ивы склонились над зеркальными прудами. По этим тихим тропинкам за дни фестиваля прошли все, кто причастен к этому празднику. Уверена, не один раз.

А началось все с молитвы. В родовом храме Пушкиных в честь Успения Пресвятой Богородицы состоялась праздничная литургия, а затем участники торжества и жители села прошли крестным ходом по его улицам. К шествию присоединялись жители по пути хода, который возглавил благочинный Болдинского округа Лысковской епархии иерей Евгений Качкин.

— В событии фестиваля я усматриваю своего рода проповедь — чтобы все видели, на что способны люди нашего времени, воспевая Бога и красоту сотворенного Им мира в звонах, стихах, благолепном пении, живописи и других видах искусства, — поделился отец Евгений. — Богу лучшее, что принесем, как пишет псалмопевец. И это лучшее участники фестиваля показывают здесь, в Болдине. Осенью.

Все, как при Пушкине

На «Золотое Болдино» приехало более 700 человек, представители всех жанров и видов искусств. Их позвали и объединили гений Пушкина и удивительная красота этих мест.

— Каждое событие нашего фестиваля, каждое выступление участников связано с именем поэта, — рассказывает президент «Нашего Отечества» Светлана Чиркунова. — И звонари, и танцоры, и солисты, и актеры, и музыканты — мы все, выходя к зрителям, обращаемся к пушкинскому слову. Пушкин — это настолько глубоко и много для русского человека, что, наверное, любой приезжающий сюда становится невероятно творческим, здесь его душа отдыхает и радуется.

Свое творчество участники фестиваля показали во время концерта, который прошел в Большеболдинском культурно-досуговом центре. Выступали лауреаты международных и всероссийских конкурсов, хореографические, вокальные коллективы, театральные студии. В основном детские.

— Вот играет ребенок на домре, а следом поет солист оперного театра. У нас все переплетено. В Болдине фестиваль по своей атмосфере должен быть именно таким, — уверена Светлана Анатольевна.

Изюминка «Золотого Болдина» — Пушкинский бал, его устраивают ради юных участников. В ротонде культурно-досугового центра под звуки вальса появляются не просто мальчики, а кавалеры — во фраках и костюмах, и не просто их девочки-ровесницы, а дамы в прекрасных бальных платьях.

Распорядитель бала объявил первый танец. Все, как при жизни Пушкина. Танцевальная программа состояла из классических старинных бальных танцев, часть которых была разучена с ребятами накануне. Перед гостями выступили артисты в одежде пушкинской поры. Они рассказали о правилах бального этикета XIX века, провели игры и мастер-классы по польке и котильону. Юным участникам это красивое действо так понравилось, что бал перенесся в гостиницу.

Звоны над усадьбой

В фестивале участвовали звонари из Санкт-Петербурга, Суздаля, Москвы, Валдая, Нижнего Новгорода и Дзержинска. За два дня праздника они выступили с концертами у стен Успенской церкви, познакомив гос­тей фестиваля с разными традициями звонов и своим музыкальным творчеством. Кроме звонов, на передвижной звоннице и большой колокольне они исполнили песнопения под гусли, гитару и вибрафон.

— Многие звонари, — пояснил художественный руководитель форума звонарей Алексей Кафанов, — владеют разными инструментами, сочиняют стихи и песни, пишут музыку. Ребята импровизировали. Старинные сербские распевы сегодня звучали под аккомпанемент вибрафона. Болдинская земля — чернозем для творческого человека, и нам хотелось показать, как под влиянием соборной молитвы и феномена Болдинской осени рождаются произведения искусства, глубокие и одухотворенные.

В дни фестиваля звонари встретились за круглым столом на всероссийском форуме мастеров колокольного искусства, который возглавил вице-президент Ассоциации колокольного звона России Сергей Старостенков. Обсуждали многовековые традиции звона, рассказывали о местных традициях, их восстановлении и развитии. Участники говорили о своих школах и фестивалях колокольного искусства, об особенностях обучения детей звонарному мастерству, о проблемах, перспективах в развитии этого  искусства, а также научных открытиях, подтверждающих целительную и очистительную силу звона колоколов.

— Я давно хотел побывать в Болдине, в знаменитом пушкинском месте, но даже не помышлял, что здесь когда-нибудь будет звонарский фестиваль, — поделился Алексей Пугачев, руководитель московской школы звонарей «Колокольный град». Вместе с ним приехали его сыновья Иван и Ярослав, мастера с семилетним стажем.

— Мой звон сегодня был лирически-задорным, потому что погода в этом году немножко подвела, тучки время от времени набегали, — продолжает мастер. — Когда тучи, дождь, их хочется разогнать, сделать звон быстрее, веселее.

По его словам, звоны можно отличить по почерку: женщина звонит или мужчина, взрослый или ребенок. У детей звоны выходят более искренние, задорные, а у взрослых — более монументальные. Влияют также и местность, и погода, и настроение звонаря. Если в Болдине когда-нибудь возникнет своя колокольная традиция, это будет очень красивый, мелодичный звон, немного задумчивый, лиричный, предположил мастер.

Пушкин в песне

В дни фестиваля «Золотое Болдино» состоялся литературно-музыкальный концерт с участием камерного хора Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при московском Даниловом ставропигиальном мужском монастыре. 22 сентября хор дал концерт, за которым исполнил произведения народной и церковной музыки, а также классические сочинения, в том числе на слова Пушкина. Многие из них зрители услышали впервые.

— В течение двух месяцев мы с ведущей этого вечера разрабатывали светскую часть программы, чтобы ее рассказ о религиозных мотивах и духовных поисках Пушкина перекликался с исполняемыми произведениями, — поделился руководитель хора Никита Сергеев.

Коллектив стремится знакомить публику с малоизвестными сочинениями признанных классиков и неизвестных авторов. Так, на концерте прозвучало песнопение «Богородице Дево» на музыку протоиерея Георгия Извекова, единственного духовного композитора, причисленного к лику новомучеников и исповедников. Ноты его сочинений считались утраченными, и совсем недавно их нашли на чердаке одного из московских храмов.

— Мы стали первыми исполнителями его некоторых сочинений. Сегодня еще пели музыку композитора Кастальского на слова Гоголя «Эх, тройка» — очень редкое произведение, — добавил регент.

Песню «Пью за здравие Мери» Пушкин написал в Болдине в подражание английскому поэту Барри Корнуоллу — она тоже прозвучала на концерте.

— В усадьбе во время ночной экскурсии по просьбе ее директора мы исполнили эту композицию, — поделилась староста хора Мария Хапаева. — Мы пели на мостике верхнего пруда перед барским домом. Перед этим мы пели всенощную и литургию в Успенском храме. А накануне поездки вспоминали стихи Пушкина, читали его переписку с супругой, когда он находился в Болдине. Все эти моменты: богослужение, посещение усадьбы, пение на мостике — особым образом настроили нас перед концертом.

Приезд хорового коллектива в Болдино стал возможен благодаря проекту «Пушкин в песне», который получил поддержку Фонда президентских грантов и направлен на популяризацию, сохранение, развитие и продвижение русской словесности. Его реализует Успенский приход по благословению отца Евгения, который, как и все жители села, относится к русскому слову с особым трепетом.

Марина Дружкова
Фото телекомпании «Луч»

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.