Главная > К духовному размышлению > Милость «не в коня»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 21 (153) 17:13, 8 ноября 2018

Милость «не в коня»

Болгарский старец Добри Добрев

Болгарский старец Добри Добрев

В последнее время очень часто подходят с вопросом о том, как подавать милостыню и нужно ли это делать, если видишь, что «не в коня корм»? Смущение о том, как будут потрачены деньги и не будет ли такая «милостыня» грехом, посещает сердца вопрошающих. Размышляя над ответом на этот вопрос, вспоминаю  слова преподобного Ефрема Сирина: «Прекрасны молитва и пост, но их украшает милостыня, ибо сказано: «Милости хощу, а не жертвы» (Ос 6:6).

В поисках разумности

Начнем с того, что, подавая милостыню, человек совершает добрый поступок, проявляя заботу и внимание, сострадание и щедрость к окружающим. Совершением добрых дел он не только искореняет из своей души жадность, жестокосердие и злобу, но и служит Богу, живя по Его заповедям. А Господь «воздаст ему за благодеяние его» (Прит 17:19). Казалось бы, все просто. Откуда же сомнения?

Авва Дорофей дополняет: «Иной подает милостыню для того, чтобы благословилось поле его. Другой подает милостыню для того, чтобы спасся его корабль. Иной подает за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Бог не отвергает никого, но каждому подает то, что он желает, если это только не вредит душе его. Но все сии уже получили награду свою, и Бог ничего не должен им, потому что они ничего полезного душе своей не искали у Него, и цель, которая была у них в виду, не имела отношения к их духовной пользе. Бог отдал тебе плату, за которую ты делал. Иной подает милостыню для того, — продолжает авва Дорофей, — чтобы избавиться от будущего мучения: этот подает ее для пользы души своей, этот подает ради Бога. Однако же и он не таков, как хочет Бог, ибо он еще находится в состоянии раба. Другой подает милостыню для того, чтобы получить награду, сей выше первого, но и этот не таков, как хочет Бог; ибо он еще как наемник, исполняет волю господина своего, чтобы получить от него плату и прибыль, и получает. Мы же должны подавать милостыню ради доб­ра самого, сострадания друг другу, как своим членам, и так угождать другим, как бы мы сами принимали от них услуги: подавать так, как будто мы сами получаем. И вот сие-то есть разумная милостыня: так приходим мы в степень сына».

О разумности милостыни мы находим аргументы и в «Дидахе» — учении 12 апостолов — письменном памятнике древнецерковной литературы: «Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы все подаваемое было из Его благодатных даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он свободен от наказания».

«Горе принимающему без нужды»

Достойно внимания продолжение. Оно касается уже противоположной стороны — не дающей, а берущей, и нам станет понятно, что не только мы соблазняемся на поведение «берущей руки», но и в древности такие люди были. «Горе принимающему, ибо, если кто, имея нужду, принимает, тот будет не повинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что; подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не вый­дет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет, вспреет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать».

Размышляя об опасении: «будет ли на мне грех, если я пройду и не дам», — думаю, не лишним будет вспомнить о смысле милостыни. В известном «Домострое» есть такие слова: «Богу приятна милостыня от праведнаго стяжания от добрых дел». И это не случайно. Мы почему-то часто, практически всегда, оцениваем «морально-нравственную» составляющую берущего человека, а часто ли думаем о том, насколько праведным является собственный прибыток? Стопроцентно ли мои «кровно заработанные» праведны?

Обязательная добродетель

«Домострой», памятник нравоучительной литературы конца XV — начала XVI веков, так поучает своего читателя: «В монастыре и в больнице, в затворничестве и в темнице заключенных посещай и милостыню, по силе своей возможности, подавай…»

По учению Церкви, благотворительность — одно из обязательных проявлений христианской любви к ближнему, выражающейся в безвозмездной помощи и поддержке всех нуждающихся. И главная ее цель — помогать другим строить свою жизнь на достойном христианина уровне. Поэтому грустно видеть «пропивающего» подаяние. Но знаем ли мы, что привело его к такому падению? Может быть, приняв нашу подачку, он еще сильнее чувствует одиночество и торопится утопить его в вине? Но это разговор уже на другую тему…

За благодеяние в ответе

Итак, во всех ли случаях следует подавать милостыню? Ведь подавший ее несет ответственность за то, для каких дел, добрых или злых, эта милостыня будет употреблена. На этот вопрос вразумительно и ясно говорит Сам Господь: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся» (Мф 5:42). Слова Иисуса Христа не заканчиваются призывом дать все, чего просящий ни попросит. А значит Спаситель дает полное право самому благотворящему решать вопрос, каждому ли нищему следует подавать подаяние и в каком размере. И раз так, то на подающем милостыню человеке целиком и полностью лежит и ответственность за то, на пользу или во вред будет использована его милостыня. И всякую ли просьбу просящего или нищего нужно удовлетворять. Ведь часто звучат просьбы порочного содержания, которые преступно исполнять, и поэтому полезно в них отказать.

Многие не хотят подавать тем, кто из попрошайства сделал для себя профессию. В этом и иных случаях люди не спешат давать милостыню, не зная, как она будет применена. Но, помолившись, в качестве барометра можно использовать свою совесть, которая и должна подсказать, как поступить в каждом конкретном случае. Чтобы избежать сомнений, нужно проникнуться состраданием к просящему и только тогда ответить себе на вопрос, достоин он милостыни или просто дурачит вас.

Подготовил протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.