Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Миро благоухания и елей милости
«Ведомости Нижегородской митрополии» №14 (74) 16:52, 24 июля 2015

Миро благоухания и елей милости

Относясь ко всему, в том числе и к Церкви, потребительски, признаемся себе, что и среди богослужений мы любим больше такие, где кроме молитвы и созерцания есть некие вещественные, осязаемые действия — когда нас кропят, мажут, дают что-то съесть, испить, когда из храма можно унести что-то материальное: воду, маслице, березку, вербочку и т. д.

1437738992Поэтому и из вечерних служб накануне праздника мы больше любим так называемые службы «с помазанием». Но мало кто хорошо знает, откуда такой обычай, чем он отличается от таинства Елеосвящения и чем елей отличается от мира. Некоторые по незнанию называют это миропомазанием. Разберемся в этой теме?

Оливковое масло имеет обширное употребление в христианской Церкви. Елеем на всенощном бдении или полиелейной утрене помазываются верующие. Во-вторых, елей используется для помазания немощных — в таинстве Елеосвящения. В-третьих, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к Святому Крещению. И совершенно другое — это помазание святым миром.

Моли Бога о нас!

Елеопомазание — начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое за всенощным бдением на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника. Бывает оно над всеми молящимися в храме — как благословение, напутствие на дальнейшие под­виги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.

Часто помазывают маслом от лампады, которая горит у иконы святого, чья память празднуется. Это не таинство, а обряд. Помазание маслом не является центральной частью богослужения. Раньше вообще маслом помазывали только в алтаре и только священнослужителей.

К сожалению, прихожане слишком шумно подходят для совершения над ними помазания. В это время начинается пение и чтение канона празднуемого события, раскрывающего смысл и суть праздника. Поэтому как только священник или епископ помазали маслом, нужно отойти в сторону, встать в храме на прежнее место и благоговейно слушать, что поют и читают.

Неправильно без уважительной причины уходить со службы, получив елеопомазание, а также приходить на службу только к моменту его совершения.

Врачевство духовное

Второй случай использования елея — таинство Соборования, одно из семи таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная стороны ладоней.

Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. Елей в этом таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино — искупительную Кровь Спасителя.

Елей радования

Третий случай — елей при Крещении. Одно из имен Спасителя — Христос — в переводе с греческого означает «помазанник». Помазание человека елеем в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству, Самуил помазал на царство Саула, Илия — Елисея на пророческое служение.

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения.

Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной. Во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем. В-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков, аминь».

Дар Духа Святого

Коренным образом от елея отличается святое миро. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии, с умножением христиан, из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено миропомазанием.

Миро в переводе с греческого — «благовонное масло», особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол.

В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Миро упот­ребляют и для освящения новых престолов в храмах. Святое миро есть великая святыня, которая обычно хранится на престоле.

В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава Поместной Церкви. В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в год и затем раздает освященное миро на приходы. Таким образом благословение Патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Таинство это, как и Крещение, совершается над человеком один раз в жизни. Во время Миропомазания священник наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп, произнося при этом всякий раз слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

В таинстве Миропомазания подается Божественная благодать для нашего духовного возрастания, которая приобщает человека к жизни Церкви и делает возможным его участие в других таинствах.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.