Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Важно иметь надежду на самое доброе и хорошее»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 17 (149) 13:32, 13 сентября 2018

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Важно иметь надежду на самое доброе и хорошее»

Молодость — прекрасная пора. Это время наполнено красками, яркими впечатлениями. Но сколько здесь и соблазнов! Поэтому очень важно дать молодому человеку правильные ориентиры в жизни. С 22 по 25 января 2019 года в Москве состоятся XXVII Международные Рождественские образовательные чтения, и главный разговор на форуме пойдет именно о молодежи. В преддверии этого масштабного события, накануне проведения регионального этапа чтений в Нижегородской епархии, мы беседуем с председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием.

— Тема форума «Молодежь: свобода и ответственность». Почему она обозначена именно так?

— Как и организация самого форума, выбор его темы — дело соборное, это результат общецерковного и церковно-государственного диалога, предметного обсуждения. Следовательно, ответ на вопрос может быть изложен предельно четко: тема XXVII Рождественских чтений сформулирована именно так, потому что молодежь — это будущее, и от того, насколько ответственно и творчески реализуют современные молодые люди Божественный дар, коим является бремя свободы — зависят их личные судьбы, в целом судьба России и мира. Эту мысль мы хотели бы донести до всех людей, кто не отделяет себя от полноты церковной жизни.

— «Кто я?», «Для чего живу?», «В чем смысл жизни?» — часто ли вообще, на ваш взгляд, современные молодые люди задают себе подобные вопросы?

— Полагаю, что эти вопросы звучат в душах и сердцах всех живых людей, особенно, пробужденных к духовной жизни действием Божественной благодати. Хочу верить, что год от года число тех, для кого такие понятия как вечная жизнь, призвание, служение, бытие с Богом, спасение не являются просто словами, становится все больше. Конечно, наши взгляды, я имею в виду в первую очередь священноначалие, пастырей Русской Православной Церкви, прежде всего направлены на современную молодежь, потому что в этой среде проходит передовая линия борьбы за будущее, за сердца и умы тех, кто пришел или придет на смену нынешним хранителям священных традиций Святой Руси.

— Конечно, сейчас большое влияние на формирование мировоззрения молодежи оказывают телевидение, интернет, которые кроме полезной информации несут и ту, что размывает духовно-нравственные ориентиры молодых людей. Как, на ваш взгляд, противостоять всему этому?

— Во-первых, хотел бы развеять ставшее широко распространенным утверждение о размывании духовно-нравственных ценностей, об их девальвации или отсутствии нравственных ориентиров в современном мире. Нравственные ценности, духовные ориентиры имеют неотмирную, нематериальную природу. Как сказал Спаситель в Своей Нагорной проповеди: «Йота, или единая черта не прейдут (не изменятся) от закона сего (Божественного закона), пока не совершится все дело Божественного домостроительства».

Могут меняться политические, культурные ориентиры, возникать и исчезать целые империи, но Церковь Божия призвана, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, являть миру образец святости жизни и нравственного совершенства. Так и будет до скончания века. Если иногда и может показаться, что тьма сгущается и зло побеждает, именно в этот момент нужно выбрать и крепче держаться светлой стороны, и тогда Свет и добро обязательно победят. Более того, они не просто победят, но мы с вами сможем стать и уже являемся свидетелями этой трудной, но неминуемой победы, которая совершается в современном образовании через его одухотворение, через воссоздание системы непрерывного православного образования.

— Всевозможные электронные средства связи в наше время получили широкое распространение. Новые технические возможности открывают невероятные горизонты для общения людей. В том числе и Церковь призывает православных миссионеров к проповеди в социальных сетях, рекомендует осваивать видеоблоги и т. д. Насколько это действенно? И разнятся ли, на ваш взгляд, плоды виртуальной проповеди и живого межличностного общения?

— «Дух идеже хощет, там и дышит» (Ин 3:8). Интернет-пространство не исключение. Миссия и проповедь могут быть разными. Иногда молчание и неучастие в делах тьмы бесплодных — уже проповедь, но иногда молчание, в том числе в социальных сетях, недопустимо. Это тот случай, когда христианин должен уметь дать ответ «с кротостью и благоговением о своем уповании» (1 Петр 3:15). На мой взгляд, обсуждение в блогах и социальных сетях вопросов православной веры, особенно среди молодежи, может служить пропедевтикой активного участия в реальной церковной жизни (не заменяя ее!), участия в освящающих человеческую природу Божественных таинствах. В качестве предостережения, из собственного опыта духовной жизни, пастырского служения, хочу также отметить, что ничто не заменит живого непосредственного общения под сводами православного храма.

— Известный педагог Макаренко говорил: «Сделать человека счастливым нельзя. Но воспитать его можно так, чтобы он стал счастливым». Самое правильное воспитание — на основе вечных, православных ценностей. Но чтобы привить их ребенку, нужны в том числе и в детском саду, и школе, и в вузе хорошие педагоги. Как ведется работа над повышением уровня преподавателей? «Не только профессионального»,— ответ достаточно общий. Ведь есть еще некие особые качества учителей, которые не измеряются никакими квалификационными категориями, но благодаря им в маленьких сердцах крепнет вера, надежда, любовь и другие христианские добродетели.

— Как известно, педагогом может быть только тот, кто сам непрестанно учится; говорить и учить о нравственном совершенстве может только тот, кто сам находится в процессе внутреннего преображения — в первую очередь через покаяние. Чудо синергии возникает на стыке церковно-государственного сотрудничества в образовании: государственные институты повышения квалификации дают учителям современные навыки в области педагогики и психологии, знакомят их с наиболее успешными разработками в различных областях научного знания. Одновременно с этим Церковь обеспечивает живую связь поколений и преемство духовной традиции. Для участия в подготовке учителей, ответственных за преподавание основ православной культуры, Церковью делегированы наиболее подготовленные священнослужители. Кратковременные и долгосрочные курсы повышения квалификации проводятся в настоящее время повсеместно на базе региональных институтов развития образования и православных епархиальных центров духовно-нравственного воспитания. Можно сказать, что для Церкви участие в организации преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» стало определенным вызовом, ответом на который стала мобилизация духовенства, имеющего соответствующее светское и духовное образование и главное — призвание к педагогическому служению.

Профессиональное становление педагога сродни духовному становлению личности, которое может и должно проходить в течение всей человеческой жизни. В целом задача воспитания педагога, укорененного в православной духовной традиции, — задача не одного поколения. Сегодня мы закладываем основы долгосрочного сотрудничества, результаты которого, по слову Святейшего Патриарха, — преображение духовно-нравственного климата в наших школах. Подчеркну, что такой результат возможен только при условии взаимопонимания и сотрудничества в этих вопросах Православной Церкви, государства, научно-педагогической общественности.

— Русская Православная Церковь уделяет работе с молодежью много внимания. Во многих епархиях под руководством глав епархиальных отделов сложились сплоченные коллективы молодых людей — инициаторов епархиальной молодежной работы и организаторов крупных проектов. Но в своем докладе на Архиерейском соборе 2013 года Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Организуя работу молодежных объединений, мы порой используем принципы, применяемые общественными молодежными организациями. Если мы будем ориентироваться преимущественно на светскую методологию работы с молодежью, мы поставим себя в один ряд с нецерковными молодежными организациями, превращаясь в их конкурентов». Где грань? Как не стать «правсомолом» (это слово я увидела недавно в интернете, так саркастически было названо православное молодежное объединение)?

— Спешу вас успокоить: «правсомолом» нам стать не удастся, потому что организационно мы сильно уступаем методам и подходам идеологической работы с молодежью, принятым в комсомольских организациях. Даже попытка соответствовать уровню работы с молодежью со стороны волонтерских и псевдорелигиозных организаций ставит Церковь в невыгодное положение — мы вынуждены воспринимать чуждые для нашей традиции и культуры ценности и стереотипы, систему оценки эффективности работы, не свойственную Церкви как Богочеловеческому организму. Сила церковной позиции заключается в непрестанном попечении о спасении и духовном преображении человеческой души, именно за счет этого живой организм Церкви прирастает новыми чадами. По нашей вере, вне Церкви нет спасения! Из этого мы исходим, выполняя благословение Святейшего Патриарха в работе с молодежью. Поэтому и организационные, и количественные показатели нашей работы не могут идти ни в какое сравнение с главной задачей нашего служения — указанием верного и беспреткновенного пути в Царствие Божие для всех, кто находится в церковной ограде или только к этому стремится.

— Каковы, на ваш взгляд, основные черты, достоинства, недостатки современного православного молодого человека?

— Прежде всего, хочу сказать, что никакого особенного, то есть в чистом виде, современного молодого православного человека нет. Церковь — сообщество кающихся грешников. Любой, кто захочет познать истину и приобщиться к полноте церковной благодати, будет принят в лоно Матери Церкви наряду с теми, кто находится с ней со дня своего рождения. Поэтому пока мы здесь, на земле, для каждого открыт доступ в Православную Церковь, ни для кого не возбранен вход в Царствие Небесное. Но если бы вы спросили меня, в чем заключается главное качество верующего человека, который стремится выстраивать свой жизненный путь в соответствии с церковными правилами и установлениями, то, наверное, я бы отметил, что в наш предельно рациональный и скупой на похвалы век очень важно иметь светлую надежду на самое доброе и хорошее, что нам встречалось в нашей жизни. Думаю, это и есть частица рая на земле. Придерживаясь чистых детских радостей и представлений, храня в сердце главные заповеди наших родителей и духовных наставников, несложно представить, что же такое небесное блаженство, значительно проще обрести и сохранить чистоту веры, нести свидетельство людям, не воспринимая это как особую заслугу или непосильный труд. Нам всем сегодня не хватает чистой радости.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.