Главная > Статьи > Молитва за весь мир
«Ведомости Нижегородской митрополии» 4 (88) 16:33, 25 февраля 2016

Молитва за весь мир

14Обычай читать Псалтирь восходит к глубокой древности. Все богослужение нашей Церкви построено на Псалтири. Во многих православных обителях совершается так называемое неусыпное, денно-нощное чтение о живых и усопших. Не удовлетворяясь храмовым стихословием псалмов, христиане читают и поют их и в своих домах. Самый известный пример употребления Псалтири в быту — чтение при гробе усопших мирян. Но не следует заключать всю пользу Псалтири лишь в этом — нет слов, способных описать ее благотворное освящающее действие.

У внимательных к своей духовной жизни православных христиан чтение богодухновенных псалмов Давида часто становится излюбленным занятием. «Ни кие же бо иныя книги такожде Бога славят, якоже Псалтирь… она… и за весь мир Бога молит». Церковный устав назначает прочитывать за богослужением кроме многочисленных псалмов, входящих в состав основных частей богослужения, всю Псалтирь подряд в одну седмицу, а во время Великого Поста даже и два раза в седмицу.

В обычных церковнославянских псалтирях псалмы печатаются подряд с подразделением на кафизмы и «Славы» без всяких добавлений. Весь объем Псалтири в 150 псалмов делится на 20 кафизм, каждая кафизма — на три «Славы» (три антифона, каждый из которых заканчивается малым славословием Пресвятой Троице: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь»). Это для богослужебного их употребления. После всех псалмов помещаются особые тропари и молитвы по каждой кафизме. Это для келейного чтения. В особо издаваемых псалтирях эти тропари и молитвы помещаются после каждой кафизмы.

Домашнее молитвенное правило находится в глубокой молитвенной связи с храмовым богослужением: утренняя келейная молитва, начиная новый день, предваряет богослужение и внутренне готовит к нему верующего; вечерняя, заканчивая день, как бы завершает и церковную службу.

Если верующий не был в храме за богослужением, он может включить в свое домашнее правило псалмы. Их число при этом может быть различным — в зависимости от намерений и возможностей верующего. В любом случае отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать псалмы ежедневно, полагая непременным условием духовной пользы чтения и изучения псалмов благочестие и чистоту сердца.

Утешение и польза

Чтение Псалтири в память усопших, несомненно, приносит им великое утешение: и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельство о любви к ним живых собратий. И не только утешение, но и пользу, ибо Господь приемлет это молитвословие как приятную умилостивительную жертву во очищение грехов.

Поэтому всякого поощрения заслуживает обычай просить священнослужителей или лиц, специально этим занимающихся, почитать Псалтирь в память усопших, причем эта просьба соединяется с подачей милостыни за поминаемых.

Гораздо лучше, конечно, читать за своих близких Псалтирь самостоятельно. Тогда польза удваивается. Для поминаемых это будет еще более утешительно, ибо свидетельствует о большей степени любви и усердия к ним их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господь же примет подвиг чтения как жертву не только за поминаемых, но и за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

Наконец сами читающие Псалтирь получат от слова Божия и утешение, и назидание, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело и сами чаще всего даже не присутствуя при нем. Милостыню же можно и нужно подавать самостоятельно, независимо от чтения Псалтири, и ценность ее в этом случае будет, конечно, выше, поскольку она не будет связана обязательством, а будет подана, по заповеди Спасителя, туне (даром) и потому будет принята Господом как милостыня сугубая.

Чтение по усопшим

В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего диакона, монаха и мирянина. Над почившим священником и епископом читается Евангелие. Это чтение служит молитвой ко Господу об усопшем, утешает скорбящих о почившем и обращает их молитвы о нем к Богу.

Порядок чтения Псалтири при этом такой: каждая кафизма начинается молитвословием «Приидите, поклонимся…» (трижды). По каждой «Славе» кафизмы читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…», находящаяся в конце «Последования по исходе души», и на ней поминается имя усопшего. А по окончании кафизмы читаются «Трисвятое» до «Отче наш», тропари и положенная после каждой кафизмы молитва.

Относительно формулы поминовения при чтении Псалтири нет однообразия. Наряду с представленной существует другая практика — чтение по каждой «Славе» того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего…», причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды. «Трисвятое» до «Отче наш» и положенные после кафизм тропари и молитвы опускаются.

Согласно той же практике, чтение Псалтири за упокой предваряется чтением «Канона за умерших многих» или за единоумершего, после чего начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафизмы.

Совершать чтение Псалтири по усопшим может любой благочестивый мирянин в любое время суток. Хотя это зависит еще и от возможностей и обстоятельств, связанных с образом жизни человека. Но, по опыту многих, согласно их свидетельствам, ночное время способствует более глубокой молитве, так как меньше внешних препятствий и отвлекающих моментов.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.