Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Без рубрики > На пасху к батюшке Серафиму
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (123) 17:17, 15 августа 2017

На пасху к батюшке Серафиму

Площадь, окруженная громадами соборов, собрала в свою ладонь всю Россию. Краснодар, Саратов, Уфа, Курск, Тюмень, Москва… В эту пору в Дивееве так всегда. Людно, нарядно, масштабно. Храмы благоухают ароматом пышных цветников и неумолкающей молитвой, пространство время от времени наполняется звонким, обнимающим эхом колоколов. «Рай на земле», «Пасха посреди лета», — доносятся радостные восклицания богомольцев всех возрастов и званий. Дивеевские торжества, летняя память батюшки Серафима.

«Без Дивеева уже не могу»

Кажется, что к 1 августа обитель начинает набирать силу и расти вширь с каждым днем, а ближе к празднику и часом. Тянутся с окрестных епархий крестоходы, прибывают караваны автобусов с иногородними номерами. Вблизи монастыря раскинулся на целую версту палаточный городок… Молодые люди в зеленых куртках (экипировка волонтеров) опекают прибывающих паломников. Встретить, расселить, выдать воду и одеяла, убрать территорию. Все куда-то спешат. На источники, на Канавку, а часа через два уже начнется вечерняя служба.

Мужчина везет коляску с малышкой, а рядом бегут быстроногие мальчишки и девчонки. Алексей Самигулин приехал со своей семьей из Башкирии. Сначала, говорит, доехали до Сарова, а от него уже добирались крестным ходом до монастыря.

— Много у нас прославленных святых, но батюшка Серафим… Это же сама доброта, сама любовь, не простая, а материнская, — объясняет Алексей. — Он шел к очищению своей души смолоду, шаг за шагом. Это был ежедневный труд до пота, до слез, непрестанная борьба с искушениями… Мне кажется, для нас, современных людей, это самое сложное — постоянство. Не выпадать из духовного ритма.

Уже призывают на службу вечерние колокола… На площади около Троицкого собора возле аналоев — склоненные под епитрахилями головы и очереди идущих на покаяние богомольцев. Печаль, мольба, страх, упование… Люди самого разного возраста, положения — все равны перед батюшкиным сердечным «Радость моя!» Здесь чувствуется какая-то особая атмосфера, хочется плакать и не отходить от батюшки Серафима. Каким бы неразрешимым, каким бы скорбным ни казалось собственное положение, все равно начинаешь понимать, чувствовать, что есть и утешение, и надежда, что можно открыть, исповедать все, даже то, что трудно порой высказать словами.

Так же было более 100 лет назад, когда в Сарове соборно со слезами преклонили колени и пропели: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!»

Кареглазый статный человек с окладистой бородой держит на руках девочку. Его взгляд задумчив и полон какой-то внутренней силы. Цыган с русской печалью в глазах.

— Я приезжаю сюда более 20 лет, — говорит мужчина. Его зовут Анатолий Панченко, и живет он в Саратовской области.

— Как вы узнали про батюшку?

— Услышал передачу по радио, прочел о нем книгу. С тех пор он поселился в моем сердце. Я уже без Дивеева никак не могу. И вся моя семья, братья, дети, внуки…Мы постоянно здесь, и по праздникам, и посреди года.

— Почему же вас так тянет сюда? — не успокаиваюсь.

— В Дивеево я еду молиться за свой народ. Мы народ малый, рассеянный, наша жизнь неустроенная. Я понимаю, что много совершается моими соплеменниками преступлений. И все-таки больно за него. Я все время чувствую помощь и покров батюшки Серафима над нашей семьей.

Солнце уже село, глубокие сумерки, стихли все дневные звуки. На площади у Троицкого собора люди ждут, когда начнется крестный ход по Канавке Царицы Небесной. На фоне закатного неба силуэты дивеевских храмов выглядят особенно торжественно.

Главный день

Дивеевские торжества в этом году возглавляет управляющий делами Московской патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Ему сослужат митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и сонм архиереев из разных епархий. Литургия по традиции — под открытым небом и зонтиками, которыми паломники прикрываются от знойного солнца. По данным МЧС, на площади 5500 человек.

Напротив Преображенского собора — помост с шатром и часовня с ракой духовного наставника обители. Богослужение транслируется на огромные экраны, которые стоят в разных точках площади. Литургическое действо у престола, выходы протодиаконов, возгласы архиереев на виду у всех, как на Пасху. Не случайно после литургии владыка Георгий всех поздравляет троекратным пасхальным: «Христос воскресе!» Серафимово пророчество, что «посреди лета Пасху запоют» исполняется по сей день.

Мальчик-подросток держит на руках годовалую сестренку. Девочка сидит смирно, как будто понимает: скоро причастие.

— Устал, наверное?

— Да нет, — говорит мне подросток и представляется скромно: Серафим.

— Да что ты? В честь батюшки?

Согласно, слегка на улыбке, кивает головой.

Выходят стройными рядами с чашами священники, ко причастию идет вся площадь.

С большим участием наблюдают за всем происходящим молодожены: молодой человек в льняной рубашке с вышивкой по вороту и рукавам и хрупкая женщина в белом кружевном платке. Евгений и Анастасия Рыженковы приехали в отпуск из Латвии, в Дивееве оказались случайно.

— В одном из храмов Москвы нам напомнили про 1 августа, и вот мы здесь,  — объясняют они. — Наши семьи эмигрировали в Латвию в советское время. Мы родились в Прибалтике, но нас постоянно тянет в Россию. Мы с детства в Церкви, и нам хочется посещать святые места.

— Кроме того, моя подруга, с которой мы вместе учились на регента при Троице-Сергиевой лавре, — послушница в Дивеевской обители, — говорит Анастасия. — И я надеялась ее здесь увидеть. Но при таком стечении народа вряд ли это возможно. Дивеевский монастырь нас поразил своим размером. Наш Рижский монастырь очень маленький, а здесь масштаб… больше, чем в Троице-Сергиевой лавре. Когда после ночной службы мы шли по Канавке, обходили монастырь, до горизонта храмы и купола — это целый город. Очень красивая архитектура.

— Преподобный Серафим 240 лет назад пришел в саровские края, — обращается к многотысячной пастве митрополит Варсонофий. — Он, наверное, не предполагал, что на этом месте вырастет такой прекрасный монастырь — один из самых значимых в нашей Церкви.

Преподобный в конце жизни принимал много людей, старался возжечь в их сердцах пламень любви к Богу, но и по своей кончине он слышит все наши молитвы и призывы о помощи и помогает каждому в его нужде. Все поучения батюшки Серафима очень просты и доступны — каждому православному христианину их надо знать как таблицу умножения. Преподобный говорил, что целью своей жизни мы должны поставить стяжание благодати Святаго Духа и что лучше всего эту благодать черпать молитвой. Поэтому он учил непрестанно молиться. Призывал читать Евангелие, потому что Слово Божие просвещает нас и должно стать руководством в жизни. Батюшка просил чаще причащаться Святых Тела и Крови Христовых. Вот такие простые истины мы должны помнить. Если будем им следовать, то вместе с преподобным Серафимом наследуем Царствие Божие.

Настоятельница обители игумения Сергия (Конкова) от имени всей монашеской семьи благодарит архипастырей: «Пусть Господь всех прибывших в нашу святую обитель почтить память батюшки Серафима, обретение его мощей укрепит в несении трудов, каждого на своем поприще, и одарит благодатью Духа Святаго, которую батюшка сам стяжал в своей жизни», — желает она и в знак молитвенной помощи вручает митрополиту Варсонофию заздравную просфору и икону преподобного Серафима, написанную сестрами обители.

Глава Нижегородской митрополии благодарит владыку Варсонофия и всем предстоящим, осеняя их крестом, желает: «Преподобный Серафим каждого приходящего к нему утешает в его нуждах, болезнях и печалях. Он в каждом сердце человека поддерживает духовную радость и утешение. Пусть эта мирность духа простирается над всем нашим народом, над всем нашим Отечеством. И мы вместе сегодня восклицаем: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас! Преподобне отче Серафиме, помогай и нам стяжать дух мирный!»

Памятник царской семье. Почему в Дивееве?

В дни торжеств в Дивееве еще одно событие. На Соборной площади установлен памятник семье последнего русского императора Николая II. Вот-вот состоится торжественное открытие монумента. Пока многофигурная скульптура закрыта белой тканью. Над ней высокая арка, увитая гирляндой из красных роз. Через несколько минут вуаль будет сброшена, и перед глазами потомков предстанет вся венценосная семья, словно приглашая всех, кого собрал на нынешние торжества батюшка Серафим, вместе вознести молитвы за земное отечество. О его сохранении. О возрождении жизни по заветам православия. Об этом в большей степени и заботился последний государь. Не случайно именно Николай II ускорил канонизацию батюшки Серафима и сам возглавил в 1903 году в Сарове торжество его прославления в лике святых. А после посещения им Паши Саровской в Дивееве, ее предсказания о разгроме династии государь стал готовиться к грядущим испытаниям.

Последний. Российский. Царь. Как удары колокола, эти слова произносили участники церемонии открытия монумента, которая состоялась накануне празднования памяти батюшки Серафима. Вспоминали об уничтожении династии, подводили итоги столетия, минувшего со дня революции 1917 года.

— С расстрелом последнего русского царя удар был нанесен не только по самодержавию, но и по телу Церкви, — заметил после чина освящения памятника управляющий делами Московской пат­риархии митрополит Варсонофий. — Не стало государя — не стало Церкви. Но мы знаем одно: как только народ перестает чтить Царя Небесного, одновременно перестает почитать и царя земного. Главный урок, который мы извлекаем из этого печального события: чем больше мы будем верить в Бога, тем прочнее будет наше государство.

— Жестокое преступление человеческих и божественных законов не приводило к успеху ни одну страну. Только мир и любовь к ближнему продвигают любой общественный строй к новым свершениям и достижениям, — говорит о трагическом конце династии Романовых губернатор Валерий Шанцев.

Те, кто обступил памятник полукругом, всматриваются в лица бронзовых изваяний. Наверное, нам всем хочется увидеть то, благодаря чему жертва царственных страстотерпцев стала победой.

— Император преклонил колени перед ракой с мощами святого старца и нес их на своих плечах, не разрешая себя сменить. Императрица тогда очень плохо себя чувствовала, но несмотря на это выстояла всю службу. Они снова и снова показывали на личном примере: то государство сильно и крепко, которое соблюдает заветы прошлого, — продолжает размышлять глава региона.

До сих пор историки спорят и выдвигают разные версии по поводу событий перед крахом империи и трагической гибели династии. Спорят, мог ли отречься государь, не было ли подделкой его отречение, законно ли он отрекся за наследника, имел ли право отрекаться в условиях, когда наследование престола затруднено…

Все эти споры кажутся непреодолимыми только в свете истории, которая пишется на основе земных и нередко конъюнктурных размышлений. Для православных людей сам факт добровольного согласия на смерть недоумений не вызывает.

— Они приняли мученичество, потому что были православными людьми, и Николай II был государем православной державы, — объясняет митрополит Георгий. — Сегодняшнее духовное возрождение — результат подвига новомучеников и исповедников земли Русской, и во главе этого подвига стоит венценосная царская семья. И сегодня, открывая им памятник, воздавая им память, мы испрашиваем благословение Божие и на сегодняшнюю жизнь, чтобы дух Святой Руси всегда укреплял нас.

Памятник Царственным страстотерпцам — идея Нижегородской епархии и Благотворительного фонда святителя Василия Великого. Всего год назад был объявлен всероссийский сбор средств на его изготовление. А к серафимовым торжествам монумент прибыл в Дивеево.

Среди почетных гостей церемонии — автор композиции преподаватель Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова скульптор Ирина Макарова. Она призналась, что перевести икону в трехмерное изображение — сложная задача даже для опытного скульптора.

— Некоторые образы получались очень быстро, например Мария, Анастасия, Татьяна. Сложнее всего было работать над образом Николая II. Я консультировалась со специалистами, даже матушка Сергия приезжала в город Жуковский на утверждение его скульптуры. Кстати, именно она предложила икону, по которой я создавала скульптурную композицию, — рассказала Ирина Макарова.

Саженцы сакуры в дар от японцев

Следующей весной, Бог даст, рядом с памятником царской семье расцветет сакура. 1  августа, в главный день торжеств, рядом с монументом были высажены саженцы национального символа Японии. Их привезли из Страны Восходящего Солнца в дар Дивеевскому монастырю по просьбе Благотворительного фонда святителя Василия Великого. Известно, что цесаревич Николай Александрович посетил Японию в 1891 году; в городе Оцу на него было совершено покушение, будущий российский государь получил ранение в голову.

В церемонии высадки участвуют представители церковной и светской власти, а также гости из Японии. Они берут в руки лопаты и лейки и направляются к посадочным ямам. И вместе, широко улыбаясь, засыпают молодые саженцы землей. Одна из дивеевских матушек интересуется: «А что это за сорт? Как за ним ухаживать?»

— Существует 400 видов сакуры, — поясняет господин Акахори Норио. — Но мы учли холодный климат России и выбрали сорт, растущий на северном острове Японии — Хоккайдо. В отличие от других видов, эта сакура цветет не в марте, как большинство сортов, а в мае. Кстати, именно в мае цесаревич Николай побывал в Японии. Сакура — символ чистоты, благополучия и стойкости. Она цветет только раз в год, и когда мы смотрим на ее цветы, то благодарим за мирное небо над головой. Мы будем рады, если в России тоже расцветет сакура, и русские люди будут радоваться мирному небу и вспоминать о японском народе, — господин Акахори Норио говорит охотно. И про батюшку Серафима, о котором перечитал много литературы, проникнувшись искренней симпатией к нему, и о том, что объединяет такие далекие в мироощущении и культуре народы.

— Думаю, у японцев и русских есть общие качества: чистота, любовь к простоте и преданность своим традициям, и это то, что нас объединяет, — замечает гость.

В городе Сацуме, откуда родом Акахори Норио, цесаревич Николай Александрович побывал в 1891 году. С будущим наследником российского престола тогда встречались его далекие предки. Они рассказывали, что наследник российского престола очень удивился, что в Сацуме есть православная церковь. Она до сих пор существует в первозданном виде, японцы ее бережно сохраняли даже во время разногласий между Советским Союзом и Японией.

Торжества отгремели, званые гости разъехались, а народ не убывает… Трудно прощаться с землей, которую взяла Себе в удел Сама Пречистая Дева и где лежит мощами, принимая каждого, как родного, преподобный батюшка Серафим. Все надеются, что сюда вернутся снова.

Марина Дружкова
Фото Алексея Козориза

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.