Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > На службе у двух господ
«Ведомости Нижегородской митрополии» 16 (148) 14:59, 23 августа 2018

На службе у двух господ

Питер Брейгель Старший. Сребролюбие. 1558 г.

Идет Успенский пост. Мы углубились в размышления, пытаясь проанализировать состояние собственной души, стараясь поставить молитвенный щит на пути обступающих ее грехов. А от тех, что уже имеем, ой как надо бы освободиться… Жадность, например. Плюшкины были везде и во все времена, но в нашем обществе потребления разговор о сребролюбии особенно актуален. На вопросы наших читателей сегодня отвечает преподаватель Нижегородской духовной семинарии, настоятель нижегородского храма в честь Всех святых в Марьиной роще иерей Иоанн Евдокимов.

По каким признакам человек может понять, что он сребролюбив? Я подаю нищим, даю взаймы, если у меня просят, занимаюсь благотворительностью в меру своих финансовых возможностей. И для меня стало неожиданностью, когда жена во время ссоры (совсем не из-за денег) сказала вскользь, что вышла замуж за жадного человека. Хотя для нее я денег не жалею. У нее, по-моему, вообще таких мыслей обо мне не может быть. А они есть. Это меня почему-то очень задело. Может, существует какой-то скрытый тип сребролюбия?

— Апостол Павел в своих посланиях несколько раз упоминает сребролюбие, обращая внимание на его несовместимость с христианской жизнью: «предавшись сребролюбию, некоторые уклонились от веры» (1 Тим 6:10). Называя его «корнем всех зол» (1 Тим 6:10) и «идолопоклонством» (Эфес 5:5; Кол 3:5), он раскрывает мысль Христа: «нельзя служить Богу и мамоне» (Мф 6:24). В послании к своему ученику Тимофею, епископу Эфеса, святой проповедник описывает суть этого разъедающего христианскую душу греха — стремление к обогащению. В данном случае, когда именно обогащение становится целью человеческой жизни, подчиняя себе все действия разумного творения Господа, происходит часто незаметная и потому опасная для христиа­нина подмена жизненных ценностей. На место Бога приходит мамона. Этот термин, используемый Христом, происходит из сирийского языка и обозначает земные ценности, богатства, блага.

Сребролюбие является извращенной формой умения приобретать земные блага для необходимых потребностей нашей телесной природы. Бог дает это умение для проявления добродетели любви, на что указывает притча о неверном управителе, которого господин хвалит именно за целесообразное использование земных благ, вверенных ему. Когда человек, в силу своей греховности, использует данное Богом не по назначению, искажая свой творческий талант, появляется грех. Следствием его Священное Писание называет неверие, ложь, обман, притеснение слабых, воровство, убийство, смерть души.

В вашем случае следует обратить внимание именно на отношение к богатству и материальным благам. Жадность является признаком сребролюбия, его симптомом, заметным и для самого человека, и для окружающих его людей. Среди других симптомов можно назвать постоянное стремление к личной материальной выгоде; поиск источников обогащения, в том числе лживых, незаконных; стремление учитывать любую финансовую мелочь из-за страха потерять даже мизерное количество денег в пользу других и т. п.

Загляните в свое сердце и определите отношение к материальным благам. Стремление обеспечить свою семью в соединении с отсутствием желания тратить заработанное для себя лично свидетельствует если не об отсутствии греха сребролюбия, то о его слабой развитости в человеческой душе. В описанной в вопросе ситуации следует помнить и о том, что во время ссоры человек зачастую руководствуется эмоциями, а не разумом и христианской любовью. А ошибочная оценка для человека, находящегося под воздействием эмоций, представляется делом обычным. Поэтому здесь следует исследовать свое сердце в спокойном состоянии на предмет личной привязанности к земным благам и желания их умножения — и вы поймете степень вашей любостяжательности.

У нас умерла близкая родственница. Оставила после себя наследство — дом и землю в одном из районов области. Перед смертью бабушка жила в нашей семье, и только мы за ней ухаживали. Она завещала дом моему мужу. Но неожиданно права на наследство предъявили еще и другие родственники. Не знаем, как поступить. Пойти на уступки, продать дом и отдать им половину? Или судиться? Но это как-то не по-христиански. Хотя закон, наверное, на нашей стороне.

— Если мы будем рассуждать как христиане, ученики Спасителя, первое, о чем мы должны вспомнить, — это Его указание на главную заповедь Бога, приведенное евангелистом Матфеем в 22‑й главе: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим».

Духовная проблема очень многих людей, как наших современников, так и предков, состоит в том, что они не довольствуются тем, что имеют. Современная культура потребления в соединении с европейской моделью успешной жизни навязывает мысль о том, что человек должен постоянно желать большего — без этого невозможно развитие — поэтому без постоянного недовольства своим материальным состоянием невозможно сохранять стабильность и благополучие жизни, улучшать ее качество. Принцип безусловно правильный, он действует и на уровне социума, и на уровне личности человека. Промах здесь заключается в некорректном применении этого принципа, искажении его использования — в этом и заключается грех. Апостол Павел наставляет своих соотечественников довольствоваться тем, что они имеют, ради улучшения качества духовной жизни, приближения к идеалу существования, указанному Сущим — и Он не оставит своего последователя (Евр 13:5).

Прежде всего христиане должны сохранять любовь и мир между собой и другими людьми, к этому следует стремиться. Материальные ценности имеют более низкий приоритет.

Стою перед непростым выбором. Сейчас у меня есть любимая, хотя и не очень хорошо оплачиваемая работа. Но неожиданно появилась возможность поменять ее на высокооплачиваемую. Работа абсолютно мне не интересна, но деньги серьезные. С одной стороны, жадность — грех. Надо выбрать любимую. А с другой — на высокооплачиваемой работе я буду, наверное, страдать и смиряться. То есть это тоже, вроде как, по-христиански.

— Когда мы говорим о страдании и смирении, речь идет о претерпевании сложных условий ради духовного блага. Например «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов» указывают на смирение как полноценное осознание своего греховного состояния, следствием чего является убеждение в духовном превосходстве всех прочих людей как более добродетельных. Это приводит человека к состоянию, чуждому гордости, которая очень опасна и губительна для души, так как без чужой помощи человек не просто не может преодолеть ее, но даже заметить не в состоянии. В данном случае посмотрите внутрь своего сердца и честно ответьте на вопрос: ради чего я хочу пойти на высокооплачиваемую работу? А если бы она не была столь прибыльной, остался бы мой выбор неизменным ради пользы моей души? Эти вопросы можно обсудить со священником на исповеди или в духовной беседе. Возможно, мысли о смирении и страдании, которые зачастую важны для христианской аскезы, представляют собой лишь оправдание иметь хорошую оплату своего труда. Само стремление к высокооплачиваемой работе не греховно. Важно, является ли богатство целью или средством для исполнения христианских заповедей. Если человек поставляет себя в сложные условия в стремлении больше заработать ради прославления Бога через украшение храмов, обеспечение христианского просвещения или помощи ближним, через поддержание нуждающихся, — это будет делом богоугодным.

Господь сказал богатому юноше, чтобы продал все, раздал деньги нищим и следовал за Ним. Получается, все настоящие христиане должны поступать так же. Значит ли это, что только таков единственно правильный путь? Тогда почему практически никто этого не делает?

— Апостол Матфей описывает этот эпизод в 19-й главе Евангелия. В центре призыва Христа стоит условие духовного совершенства, которое не ставится в обязанность всем Его ученикам.

Обратившись к толкованию этого текста, мы видим развернутые комментарии святых. Святитель Иоанн Златоуст толкует этот стих писания буквально, следующим образом: «когда [Христос] говорит: «если хочешь быть совершенным», то говорит как советующий и увещевающий. А не одно и то же — советовать и давать закон. Кто дает закон, тот желает, чтобы предписанное непременно было исполняемо; а кто советует и увещевает и представляет на волю слушающего избрать то, о чем говорит, тот делает слушателя властным принять и не принять… это дело зависит от воли слушающих». Святитель Филарет (Дроздов) соглашается с автором литургии: «Правило совершенной нестяжательности Господь преподал не в качестве заповеди, безусловно для всех обязательной, но в качестве совета, условно предлагаемого желающему: «аще хощеши совершен быти». И как не от всякого можно надеяться совершенства, так ненадежно было бы советовать всякому, чтобы оставил все. Да и естественное устроение земной жизни таково, что требует занимающихся и земными делами».

Интересную грань изъяснения этих слов Господа открывает святитель Игнатий (Брянчанинов): «Господь заповедует пожелавшему направиться к снисканию совершенства не постепенное подаяние милостыни, как это требуется от спасающихся, но повелевает единовременно продать все имение, и всю цену, полученную за него, единовременно же, с большою поспешностью, раздать нищим; таким образом прервать все связи с миром, все отношения к миру и последовать Христу». Обратим внимание на то, что святитель называет спасающимися и тех, кто жертвует часть земного богатства, вверенного им Богом в управление, на бескорыстную помощь нуждающимся.

Наконец аллегорическое толкование дает преподобный Исаак Сирин: «Аще хощеши совершен быти, продаждь имение твое и даждь нищим, и возьми крест свой, и гряди в след Мене. А это значит: умри для всего, что имеешь у себя, потом живи во Мне; изыди из ветхого мира страстей и потом вступи в новый мир духа; возьми и совлекись ведения человеческих способов и ухищрений и потом облекись в простое ведение истины. Ибо Господь, сказав: «возьми крест свой» (Мф 16:24), научил тем человека умереть для всего в мире». Здесь речь уже о сердечной привязанности к материальным благам — они должны восприниматься христианином лишь как средство для проявления христианской добродетели жертвенной любви, данное нам в управление Богом. Их количество, равно как и отсутствие, не должно оказывать влияние на духовное состояние человека — в этом и состоит совершенство, по преподобному Исааку.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.