Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > У нас на приходе > На земле, где лежат предки
«Ведомости Нижегородской митрополии» 13 (121) 14:47, 13 июля 2017

На земле, где лежат предки

В самом центре Нижнего, на территории парка Кулибина, есть храм в честь святых апостолов Петра и Павла, память которых Церковь отмечает 12 июля. Первая в истории Нижнего Новгорода кладбищенская церковь. Редкий и сегодня единственный в нашем городе памятник русского барокко середины XVIII столетия, возле которого покоится знаменитый на всю страну человек — механик-изобретатель Иван Кулибин.

До революции приход храма составлял 500 человек, и около 200 лет он охранял покой многих поколений нижегородцев. В 1930‑е годы кладбище упразднили и превратили в парк имени Кулибина. А уцелевшая в годы советского лихолетья церковь уже более 20 лет действует, имеет крепкий приход, заботливых и рачительных священников и практически обрела первозданный вид.

В плену

Признаюсь, встреча с Петропавловским храмом была для меня первой. Хотя, конечно же, слышала о нем и знала. Выйдя на автобусной остановке около бывшего кинотеатра «Спутник», растерялась. А где же храм? Со стороны улицы Горького не видно, впрочем, и стороны улицы Белинского тоже. Нырнув между зданиями бизнес-центра и ночного клуба, увидела на фоне шумящих кленов и лип словно плывущий по зеленым волнам белый храм-корабль. Он укрыт со всех сторон в глубине парка.

— Соседние здания очень высокие, они встали неприступной стеной и закрывают церковь от человеческого взгляда. У храма даже нет своей территории, и по большим праздникам крестным ходом не пройти, — сетует прото­иерей Евгений Калинин.

Батюшка пожилой, митрофорный, помнит времена притеснения Церкви в советские годы. Многие привычки тех лет, в том числе равнодушно попирать святыни, живы и поныне — это о звуках, доносящихся порой, особенно летом, до ушей молящихся во время службы. Поблизости — питательно-увеселительные заведения, да и просто храм находится на территории рекреационной зоны, то есть места прогулок и отдыха.

Бабушкина летопись

К моменту передачи Церкви в 1993 году дом Божий был в удручающем состоянии. Требовались серьезные реставрационные работы как снаружи, так и внут­ри. Но богослужения начались. Пришел первый настоятель отец Николай Беседкин и первые прихожанки, жившие неподалеку, — 82‑летняя бабушка Ефросиния и Людмила Иванова.

Людмиле Васильевне сегодня тоже уже 80 — и осквернялся, и возрождался храм на ее глазах.

— Я всю жизнь прожила на улице Полевой (прежнее название улицы Горького) напротив храма, сначала в двухэтажном доме, а затем, когда снесли, в многоэтажке. В 1948 году в храме святых Петра и Павла открыли кинотеатр «Пионер», по вечерам здесь крутили взрослые фильмы, а в утренние часы — мультфильмы. Все детство мы бегали их смотреть. Затем был клуб «кому за 30» — пели, плясали, продавали вино. Одно время здесь стояли игровые автоматы для детей.

— Ходили на танцы? — спрашиваю.

— Что вы, — заволновалась старушка. — У меня и бабушка, и мама были верующие, мы с детства знали молитвы, умели класть поклоны.

Она держит в руках небольшую тетрадь, где скрупулезно, как летописец, фиксирует все факты, связанные с новой историей возрождающейся церкви. Имена всех священников и диаконов, служивших на этом приходе. Все деяния и вклады в обновление церкви.

Первое время, по словам старейшей прихожанки, алтаря не было, службы шли только по воскресеньям. Со вторым настоятелем иереем Александром Карякиным разобрали кинобудку, которая была пристроена к алтарной части, и соорудили временный иконостас… из экрана. Он был натянут в трапезной части храма на западной стене. Отец Александр вырезал в экране боковые двери и центральные врата, так и получился иконостас на первое время.

Поначалу и трудно было (все время у батюшек на подхвате), и радостно, на духовном подъеме. С большим трепетом, к примеру, прихожанки вспоминают, как просфоры пекли.

— С автозавода нам привезли большую печь, — говорит Людмила Васильевна. — Мы здесь оставались ночевать на втором этаже. Вечером месили тесто, дважды пропускали его через мясорубку. Отец Михаил Бабичев, прослуживший у нас настоя­телем шесть лет, посылал нас учиться в Спасскую и Печерскую церкви. Тесто месили и раскатывали вручную. Без скалок — рукой от кисти до локтя. У нас были старинные печати, некоторые сохранились.

С 2001 по 2004 год храм носил статус архиерейского подворья. Службы совершали монахи из Вознесенского Печерского монастыря. Они установили новую традицию — каждое воскресенье ходили крестным ходом по улицам Ашхабадской, Белинского, Ошарской и Горького сначала с иконой Петра и Павла, а затем с образом святых Царственных страстотерпцев. Были и крестные ходы со списком Владимирской Оранской иконы Божией Матери по храмам Ильинской слободы с заходом в строительный университет.

Восставший из земли

Сегодня Петропавловская церковь снова сияет куполами и крестами. Внутри — новый с резьбой иконостас, новая утварь, белые стены украшены орнаментом. Новая с шатровым завершением колокольня, мощеная брусчаткой территория. Настоятель иерей Олег Карсаков и его предшественники постарались и руками, и сердцем.

Недавно храм, зарытый в землю заживо, задышал.

— В 1930‑е годы, когда кладбище разрушали, всю его территорию, в том числе и церковь, засыпали землей. Наверное, обратили внимание, когда подходили к храму, что он находится в низине? — спрашивает меня отец Олег.

— Да, по ступенькам спускалась.

— С правой стороны храм был засыпан почти до окон. Начали портиться стены, пошел грибок, — рассказывает батюшка. — В прошлом году мы откопали храм до исторической отметки.

Вроде бы, и пленник современной застройки, и образчик небрежного отношения к истории, а храм привлекает к себе молодежь, приход растет. Многие приезжают сюда, говорит настоятель, даже из нижней части города. К сожалению, уходят из жизни старожилы. Но остается надежда, что на их бескорыстных трудах церковь в честь святых апостолов Петра и Павла возродится не только в камне, но и в ребрах.

В этом году, в год столетия революции, на фасаде Петропавловской церкви появилась еще одна мемориальная доска, в форме креста — на ней имена репрессированных в 1930‑е годы священнослужителей: священномученика протоиерея Андрея Бенедиктова и диакона Василия Дертева. Еще одни предстатели за этот храм на небе.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.