Главная > Статьи > Начало новой страницы летописи обители
«Ведомости Нижегородской митрополии» 20 (104) 17:07, 27 октября 2016

Начало новой страницы летописи обители

Продолжаем серию публикаций, рассказывающих о перенесении мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеевскую обитель в 1991 году. Материалы собраны наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Затёкиным) для продолжения известной «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».

Дивеево накануне

Что же происходило все это время в Дивееве, куда навстречу преподобному Серафиму постепенно стекались десятки тысяч людей?

До приезда святых мощей в селе была дождливая, холодная погода. А к их прибытию появилось солнце, на небе все эти дни не было почти ни облачка. Над Троицким собором засияла радуга. Священник Николай Булгаков писал в своих воспоминаниях: «За дивеевской околицей было разбито два огромных палаточных лагеря на тысячу и полтысячи палаток. Зрелище впечатляющее: чуть ли не до горизонта уходящие ряды островерхих шатров-палаток… <…> Армия разместила в Преображенском соборе, что сзади Троицкого, огромное количество коек, стоящих почти впритирку, со знакомыми по «подъемам» и «отбоям» темно-синими одеялами. Здесь ночевали только дети, старики и больные. Большие окна Преображенского храма затянуты полиэтиленом. На месте иконостаса протянута веревочка, и к ней прикреплена записка: «Женщинам входить в алтарь нельзя». Нагибаюсь под ней, вхожу. На месте престола расстелено темно-красное одеяло (не заступать). Сзади, по всем выщербленным стенам, — огромное количество маленьких, простеньких, часто бумажных иконок, и перед ними и просто так горит множество самодельных лампадок с крышками из консервных банок…»

«Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!» — говорил преподобный.

Тем временем кортеж с мощами преподобного Серафима приблизился к селу Елизарьеву. Здесь эскорт встречало большинство жителей села с хлебом-солью, а вместе с ними и верующие из близлежащих сел — Круглых Панов, Трудового и Ивановского.

Тогда же, 30 июля вечером, автомобиль со святыми мощами преподобного Серафима Саровского въехал в Дивеево. «Начинается новая страница истории Дивеевской обители. Она будет иметь огромную притягательную силу для паломников, которые придут сюда почерпнуть духовное утешение и силы у Преподобного Серафима», — так писал в своей книге епископ Сергий (Соколов).

«С этой свечкой будете встречать меня…»

Вся площадь вокруг Троицкого собора была заполнена народом, а от колокольни до паперти храма была выстлана дорожка из зелени, украшенная цветами. Крестный ход для встречи мощей вышел с хоругвями и иконами из храма и встал напротив колокольни. На первом ярусе колокольни так и висел недемонтированный ретранслятор. Две монахини несли икону Божией Матери «Умиление», а еще одна — держала на красивом вышитом рушнике хлеб-соль для встречи Святейшего Патриарха. С таким же хлебом-солью стояли несколько девушек, одетых в традиционные русские сарафаны. Крестный ход остановился возле установленного перед святыми вратами постамента, обтянутого зеленой тканью и украшенного красными гладиолусами, на который должны были поставить раку с мощами великого праведника. Среди множества людей в крестном ходе особенно выделялась фигура дивеевского протодиакона Владимира Покровского. Он стоял, облаченный в дореволюционный стихарь, красный, шитый золотом орарь и бархатную красную камилавку. В руках он держал свечу, привезенную, по-видимости, из Иерусалима, сверху которой была установлена небольшого размера другая восковая свеча… Как впоследствии вспоминал родной брат протодиакона Владимира, ныне митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, «это было одно из пророчеств преподобного батюшки Серафима. Еще при своей жизни отец Серафим дал свечку Прасковье Семеновне Мелюковой и сказал: «С этой свечкой будете встречать меня». На протяжении 158 лет, вплоть до нашего времени, свеча переходила от одной сестры к другой и наконец дошла до нас. Когда мощи готовились встречать в Дивееве, то схимонахиня Маргарита (Лахтионова), хранившая эту свечу, отдала ее моему брату, протодиакону отцу Владимиру, который вставил ее в диаконский подсвечник и с ней встречал мощи батюшки Серафима».

Были здесь и другие клирики Нижегородской епархии. Поодаль от них стояли две схимницы с красными гладиолусами в руках. Раздался колокольный звон… Вдалеке появился крестный ход с пасхальными песнопениями. Огромная толпа народа, среди которой выделялось множество духовенства и монашествующих, двигалась к святым вратам Дивеевской обители. Вот показалась рака с мощами святого преподобного батюшки Серафима, возвращающегося в свою родную, созданную его молитвами, трудами и слезами Дивеевскую обитель. Издалека было видно, что раку несут архипастыри. За святителями в зеленой мантии, белом куколе, с жезлом в руках шествовал Первосвятитель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сопровождении митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Поравнявшись с постаментом, архипастыри установили раку на него. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай приветствовал Святейшего, после чего монахиня преподнесла традиционные хлеб-соль.

После приветствий Святейший Патриарх обратился с проникновенным словом к молящимся: «Перевернута последняя страница Дивеевской летописи. Мощи преподобного Серафима Саровского прошли через всю Россию — из города на Неве через Москву, Московскую область, Владимирскую землю, Нижегородскую — и прибыли в Троицкий Дивеевский монастырь. Исполнилось пророчество великого старца». После краткого слова Святейшего монашествующие подняли раку с мощами преподобного Серафима, под колокольный звон пронесли ее через святые врата и установили напротив Троицкого собора. Затем был отслужен молебен. Так сбылось предсказание преподобного батюшки Серафима, сказанное им дивеевским сестрам: «О! Вот, матушки вы мои, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон!..»

Первая лампада веры на Саровской земле

31 июля Святейший Патриарх Алексий с сопровождавшими его архиереями и духовенством посетил место подвигов и молитв преподобного — бывший Саровский монастырь, ближнюю и дальнюю пустыньки. Там, где некогда шумел непроходимый лес, сегодня стоит современный город с многоэтажными домами и многотысячным населением. Епископ Сергий (Соколов) писал: «Понимая значимость переживаемого события, городские власти объявили этот день выходным, и буквально людское море окружило редких гостей <…>. Увы, но святая Саровская земля, превращенная в закрытую зону по причине ведущихся здесь сверхсекретных научных работ, не имеет сегодня даже храма».

Святейший Патриарх в сопровождении архипастырей посетил ближнюю пустыньку, возле молельного камня были пропеты величание и тропарь преподобному. У дальней пустыньки, до которой паломники прошли пешком, Патриарх отслужил молебен с акафистом и освятил постамент под памятник преподобному Серафиму, изготовленный скульптором В. М. Клыковым (тем же вечером памятник был установлен). В тот же день Святейший Патриарх освятил часовню на кладбище, и засияла первая лампада веры на благословенной Саровской земле, овеянной славой старцев Саровской пустыни.

После освящения кладбищенской часовни Святейший Патриарх с сопровождающими его лицами был приглашен в бывшую монастырскую трапезную на торжественный обед, по окончании которого гостям был вручен памятный подарок — саровская земля и вода из источника преподобного.

Дальнейшие события проходили уже в стенах Дивеевской обители.

Архимандрит Тихон (Затёкин),
наместник Вознесенского Печерского монастыря

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.