Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Без рубрики > Не «билет» в Царствие Небесное, но утешение
«Моя надежда» №3 2018 12:00, 19 сентября 2018

Не «билет» в Царствие Небесное, но утешение

Впервые хочется, чтобы публикация была для читателей неактуальна. Но все же, считаю, стоит обратить внимание на появление нового церковного чина — последования об усопших некрещеных младенцах, принятого 14 июля этого года Священным Синодом. Бывает, что в семье такое происходит. Бывает, не успели крестить: затянули, отвлеклись на проблемы, растерялись… И вот горе тем острее, чем больше времени проходит: боль утраты как бальзамом не заврачуешь надеждой на то, что малыш с Богом, что ему хорошо. И раздирает душу чувство вины и скорбь от невозможности облегчить его посмертную участь. И все-таки не стоит опускать руки и терять надежду, призывает Церковь — и в качестве шага навстречу издает чин последования. В чем его суть и необходимость, мы спросили у председателя канонической комиссии Нижегородской епархии, преподавателя Нижегородской духовной семинарии, клирика Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде иерея Дионисия Красноперова.

— Отец Дионисий, чем было вызвано появление этого чина и что он меняет для тех, кто потерял ребенка, не успев крестить?

— Очевидно, очень давно назрела необходимость. До настоящего времени в  Церкви не было ни одного богослужения, которое было бы специально посвящено молитве за некрещеных младенцев. Такая нехватка болезненно ощущалась на приходах, на это не раз обращали внимание священники. В ответ на это несколько лет назад на одном из епархиальных собраний Святейший Патриарх сказал, что молитвенный чин о некрещеных умерших младенцах необходимо разработать. Но только этим летом столь важные слова Патриарха получили практическое воплощение. Увы, новый чин будет востребован. Не желая оставить своих чад без поддержки, Церковь дает возможность им не просто самим, в домашней молитве, обратиться к Господу с просьбой об облегчении посмертной участи младенца, а с привлечением священника, который совершит чинопоследование в храме или, по предварительной договоренности, в домашних условиях.

— Но последование — не то же, что отпевание, которое совершается только над крещеным человеком. Значит ли это, что родители все равно не получат надежду на спасение их младенца?

— Да, новый чин не является отпеванием, равно как и отпевание не является «билетом в Царствие Небесное». Достаточно ознакомиться с текстом отпевания, чтобы понять, что оно предполагает участие в нем, если так можно выразиться, человека как минимум крещеного и церковного. Совершение отпевания в иных случаях будет ритуальной ложью или большой натяжкой. С другой стороны, некрещеный человек, тем более ребенок, не считается Церковью каким-то отверженным или проклятым. Об этом еще в IV веке говорил святитель Григорий Богослов: «Последние (то есть не сподобившиеся крещения по малолетству. — ред.) не будут у Праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены (таинством Крещения. — Ред.), однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже и наказания».

В чем же главный смысл нового чина? Из его текста следует, что, с одной стороны, это молитва об утешении родственников почившего, с другой — это и прошение о лучшей его участи. Церковь обращается к Господу со словами: «О еже (том, чтобы) неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему жизнь будущаго века, Господу помолимся»; «А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби»; «Христос <…> не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит».

— К младенцам какого возраста применимо последование?

— Традиционно младенцем в Церкви считается ребенок до семи лет, но все же в данном случае речь идет об умерших во чреве или вскоре после рождения. У нас, к сожалению, пока нет отдельного чинопоследования в отношении умерших некрещеных людей разных возрастов. А потребность в этом опять-таки есть, и немалая.

— Могут ли родители, пережившие потерю ребенка много лет назад, сейчас обратиться к священнику для совершения чинопоследования?

— Препятствий к этому нет. Молитвенное утешение могут получить и другие родственники.

Надеяться на милосердие

Нужно надеяться на милосердие Божие <…>. Младенцы умирают некрещеными и в материнской утробе не по вине матерей (замершая беременность, выкидыш), бывают внематочные беременности, которые никогда не кончаются родами. Не говоря уже о том, что имеют место и случаи, когда рождение ребенка несовместимо с его жизнью и жизнью матери, и когда женщина вынуждена сделать операцию. Об этих случаях говорится и в «Основах социальной концепции» нашей Церкви. Бывают случаи, когда дети не доживают до крещения. Но мы не можем забыть о том, что их родители — члены нашей Церкви и общаются с Живым Богом. <…> Это значит, что младенец, который в этой семье зачинается, находится в материнской утробе, уже причастен к церковной жизни через родителей–христиан, которые молятся, исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин. <…> Сказать об участи кого-то после смерти мы просто не можем. Отправлять кого в рай, а кого в преисподнюю не наше дело, и вообще занятие глупое. А давать утешение и надежду — это дело Церкви сегодня. Раскрывать дорогу для молитвы и возможность для родителей через эту молитву, через Церковь в том числе, как общество в любви, общество семьи Христовой, пробивать путь ко Христу своему усопшему чаду.

Протоиерей Алексий Уминский

— Когда в СМИ прошло сообщение о появлении нового чина в Церкви, появились вопросы относительно участи младенцев, погибших в результате абортов. А что с ними? Ведь аборт — тот же выкидыш, только на раннем сроке и намеренный…

— Все-таки в первую очередь новый чин предполагает молитву не о намеренно убитом, а о мертворожденном или скончавшемся до крещения ребенке. При совершенном аборте над женщиной прочитывается другая, уже существующая молитва. Но не просто прочитывается! Здесь первостепенное значение имеет осознание женщиной страшного греха убийства собственного ребенка, ее глубокое раскаяние, церковное покаяние и постоянная, до конца жизни молитва за убитого младенца, а также совершение добрых дел в надежде на милосердие Божие к ребенку и себе самой.

— Напрашивается вопрос, которому, может, стоит посвятить отдельный материал. Как вообще избежать того, чтобы умерший ребенок, не успевший совершить ни одного греха, оказался лишенным Божией благодати? Может, стоит напомнить читателям о возможности самостоятельно крестить близкого в случае угрозы его жизни?

— Вы затронули очень важную тему, и в прессе об этом тоже нужно говорить. Ведь даже в среде воцерковленных людей не всегда есть понимание столь спасительной для ближних миссии христианина. Да, в особой ситуации, когда, например, недоношенного ребенка врачи могут не спасти, а возможности пригласить священника нет, любой верующий христианин — будь то мать или медсестра роддома — может и должен (!) сам крестить его мирским чином. И тогда, если все же младенец не выживет, будет возможность отпеть ребенка и утешиться тем, что он попал в Царствие Божие.

— А если речь о взрослом? К примеру, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) в своей книге «Несвятые святые» описал, как поэта Окуджаву супруга сама крестила перед его кончиной. Как мы видим, человека в любом возрасте можно крестить мирским чином в экстренной ситуации?

— Совершенно верно, если тот, кто возьмет на себя эту ответственность, — православный христианин. Надо признать, что такой необычный способ рождения человека во Христе крайне редок сегодня, в то время как масса прихожан старшего возраста, детей советской эпохи гонения на Церковь, была крещена именно таким вот, мирским, чином. В наши дни православные могут открыто крестить детей и в храме, и в домашних условиях, поэтому и теряются, проявляют неосведомленность, если оказываются в экстренной, критической ситуации. Итак, важно знать: если есть угроза жизни некрещеного человека, христианин должен крестить как младенца, так и взрослого, давшего на то согласие. Для этого берется любое количество воды, желательно святой, но если такой нет, можно использовать простую. И над крещаемым произносятся слова: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». На призывание каждой из трех Божественных Ипостасей крещаемый погружается в воду или окропляется, в зависимости от имеющихся условий. И тогда, хоть мы и не знаем о нашей загробной участи, не знаем, что уготовит Бог каждому конкретному человеку, мы надеемся, что участь умершего будет благой.

Текст: Екатерина Ротанова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.