Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Не ищите знамений
«Ведомости Нижегородской митрополии» 10 (94) 16:17, 26 мая 2016

Не ищите знамений

Помазание Иисуса Христа. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Помазание Иисуса Христа. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Что такое чудо? Вмешательство сил горнего мира в обычное течение дел дольнего. Истинные Божии чудеса всегда имеют назидательную цель. В наше время — сейчас, впрочем, пореже — массово мироточат иконы. Как относиться к этому духовному явлению? Похожих вопросов много, поэтому мы попросили ответить на них максимально подробно. На просьбу редакции откликнулся протоиерей Сергий Муратов, настоятель храма в честь Владимирской иконы Божией Матери поселка Пушкино города Дзержинска.

— Мироточение икон — это явление, которое можно постичь только на уровне веры. Это чудо, которое Господь по великой Своей милости являет нам. Поэтому наше отношение к мироточению должно быть серьезным и ответственным.

Само по себе миро известно с древнейших времен. Это вещество употребляется в христианской Церкви в таинстве Миропомазания. В разные времена миро состояло из разных веществ. Сначала его приготовляли из чистого растительного масла, затем стали примешивать различные ароматические вещества. Помните, как одна женщина принесла драгоценное миро в алавастровом сосуде и возлила его на Иисуса Христа во время вечери Его в доме Симона фарисея (Лк 7:37). В таких сосудах, с узким отверстием вверху, хорошо закупоренных, обыкновенно хранились миро, ароматы и другие благовонные жидкости. Чтобы его откупорить, нужно было или отбить горлышко у сосуда, или разломать печать, которая употреблялась при закупорке как для сохранения аромата от испарения, так и во свидетельство натурального достоинства и неподдельности хранимой в нем благовонной жидкости.

В настоящее время в состав мира входит 31 ингредиент. Основные из них — оливковое масло, белое виноградное вино, затем разнообразные ладаны: росный, простой белый и черный, мастика, стиракса, калганный, кардамонный корень, масла и т. д.

Есть еще миро, чудесно источаемое костями святых Божиих. Мироточивые главы имеются в Киевских пещерах. Известны мироточивые мощи святителя Димитрия Солунского, святой Гликерии. О чудесном происхождении мира свидетельствуют даже исследования ученых. Проведя химический анализ мира с глав Киево-Печерских подвижников, они обнаружили в составе белок, который могла бы источать только живая плоть, а тут кости давно умерших людей. Но для православного сознания здесь нет ничего удивительного — у Бога все живы.

В последнее время мы слышим о многочисленных мироточивых иконах. И очевидно, что это явление в ряде случаев можно назвать массовым. У некоторых людей это вызывает сложное, неоднозначное чувство. С одной стороны — что тут удивительного — Господь являет Свою власть над материальным миром, но, с другой стороны, это настораживает и смущает. Смущает именно массовость.

Мало кто сомневается, что через чудесные мироточения Господь являет нам знамения. Но какие? Милость Его на нас? Или плач о нашем греховном состоянии? Не вызывает сомнения, что это призыв к покаянию. Но когда для православного человека само мироточение становится предметом поклонения, это свидетельствует о духовном нездоровье. Сами посудите. Разве может быть вера основана на чудесах? Ни в Священном Писании, ни у святых отцов не заповедуется искать чудес. Скажу больше, интерес, любопытство, тяга к чудесам недвусмысленно осуждается в духовной литературе. Помните, как Господь говорил: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф 16:4). А в книге Деяний апостолов рассказывается о волхве Симоне, который удивлял чудесами многих людей, и те считали силу, в нем действующую, от Бога, хотя она была от сатаны.

Игнатий Брянчанинов писал, что люди, потеряв смирение, по которому нужно считать себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, ждут чудес более, нежели когда-либо. «Человеки, — писал святитель, — в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному… Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами».

Что ж? — скажут многие — значит не нужно почитать мироточивые иконы? Скажу — нужно. Но кто сейчас может определить, «истинно мироточит икона», или тут что-то не то?

Многие исследователи массового явления мироточения икон подмечают духовно нетрезвое отношение у нас к святыне. Их мнения сходятся в том, что корень этого нужно искать в наших страстях. Только в том случае, когда страсти побеждаются, мы можем приобрести подлинное духовное зрение, то есть созреть до понимания. Святые отцы понимали, что без здравомыслия трезвения не бывает.

Как не запутаться… Помните, как об Иоанне Крестителе, который с детства жил в пустыне, ел скудную пищу, вел аскетический образ жизни, говорили: «В нем бес» (Лк 7:33). А что тут удивительного — и служители бесов порой отличаются крайним аскетизмом. Например, священномученик Киприан, который прежде был колдуном, на горе Олимп — обиталище бесов — сорок дней ничего не вкушал. А какой власти над телом достигают индийские йоги! А с другой стороны: многие ли разглядели за обликом Человека, который общался с грешниками и мытарями, ел с ними и пил вино, воплощенного Бога? (Лк 7:34).

И все же, как должен мыслить современный христианин? Апостол Павел говорил, что необходимо забывать о своих прошлых заслугах и добродетелях, а устремляться к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе. Достигать Господа своей любовью, как Он Своей любовью достиг нас.

Нам, православным людям, необходимо помнить, что почитание икон, даже мироточивых, не должно сводиться только к их лобызанию, каждению пред ними, возжиганию пред ними свечей и лампад. Почитание икон в духе и истине (Ин 24:4) — это устремление каждого христианина воссоздать этот Образ в самом себе и в мире. В сотворенном Богом мире человек является самой главной святыней. И для христианина вся жизнь представляется постоянным процессом иконописи или реставрирования образа Божия в самом себе и во взаимоотношениях с ближними (1 Ин 4:7).

Мы же порой так легко устремляемся за поиском «чудесного», что забываем об этом. Дошли до меня слухи, что где-то на кухонной разделочной доске проявился некий образ и замироточил. Тут же ему, «образу», дали название, и началось почитание.

Я хотел просто обойти это событие молчанием, но мне пришлось-таки и увидеть это «чудо»… Потертая досочка, вся в следах от ножей. Я искренне пытался разглядеть хоть что-то, но не смог.

И тут я поймал себя на том, что вспомнил сказку Андерсена о голом короле. Может быть, пора появиться мальчику?

Подготовил Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.