Главная > Вопрос - ответ > Не унесет ли ветром перемен?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 12 (168) 17:23, 27 июня 2019

Не унесет ли ветром перемен?

К появлению в храме женщин, одетых свободнее, чем это предписывает церковное правило, сегодня относятся куда терпимее, чем в прошлом. Впрочем, «брючный вопрос» не теряет своей актуальности. Современность постоянно вступает в противоречие с традицией. На вопросы читателей, связанные с жизнью Церкви в наши дни, отвечает клирик храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиерей Владимир Гофман.

Сейчас в интернете появились люди, называющие себя православными блоггерами. Они рассказывают, как пришли к Богу, делятся личным опытом, но порой создается впечатление, что до читателя хотят донести мысль: «Я с Богом, и я успешен», а храм — что-то вроде декорации для демонстрации «успешности». Действительно ли такая «проповедь» от мирян может кого-то привести в Церковь?

— Очень похоже на протестантский подход. В некоторых сектах на собраниях практикуются рассказы одного из членов, как он был грешником, а потом пришел к Богу, и вот теперь он успешен и самодостаточен, чего и другим желает. Подобное бывает на различных психологических тренингах (анонимные алкоголики и т. п.). Молодежь непроизвольно перенимает эти методы и приносит их в православие, где они приживаются с трудом.

Может ли вообще быть проповедь от мирян? Конечно, может. Она даже рекомендуется в Священном Писании. Вот что пишет апостол Петр: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3:15). Заметьте: «требующих у вас отчета», то есть мы не навязываем своей веры, но, если спрашивают о ней, отвечаем «с кротостью и благоговением». Апостол Павел пишет Тимофею о необходимости «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим 2:25–26). Самой же лучшей проповедью мирян является их благочестивая жизнь по заповедям Христа, личный пример такой жизни.

Узнав, что я хожу в храм, знакомая отмахнулась, дескать, что ходить, там все равно ничего непонятно. Она из тех, кто поддерживает перевод литургии с церковнославянского на русский язык. Как аргументированно доказать, что богослужение только потеряет от этого, а люди, которые в храм не ходили, даже в случае перевода ходить не будут?

— Вы правы, конечно. Люди, которые не посещают богослужения на церковнославянском языке, не придут в храм и в случае перевода на русский. Но есть в словах вашей знакомой и доля правды. Скажите честно: вы все понимаете на службе — что читают, что поют? Отрывок из Евангелия, Апостола? Уверен, что не все, если только не готовитесь к службе заранее. А понимать нужно. Уже для того хотя бы, чтобы мы не относились к богослужению как к чему-то магическому. Об этом сейчас много говорят и пишут. О том, что богослужебные тексты переведены на многие языки, чем же хуже русский? Другие защищают древний язык богослужения. Во многих столичных храмах Евангелие и Апостол читаются и на церковнославянском, и на русском языках. Переводятся на понятный язык тропари и кондаки. Идет определенный процесс. Как он завершится, мы сегодня не знаем. Не обязательно, разумеется, ждать перевода. Можно потрудиться и понимать церковнославянский язык, на котором ведется богослужение сейчас.

Одно могу сказать. Мне очень хочется, чтобы в храме не болтали во время чтения Священного Писания, чтобы хотя бы пожилые люди, давние прихожане, служители внимательно слушали и понимали, что читают и зачем, как этот отрывок соотносится с жизнью людей XXI столетия. Чтобы молодые люди, впервые пришедшие в храм, восхищались не только пением и благолепием, но слушали слово о Христе, Его Пречистой Матери, угодниках Божиих и понимали, о чем идет речь и хотели следовать за Христом в своей жизни не для «успешности», но даже тогда, когда «будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф 24:9). Можно ли пойти на смерть за то, что не понимаешь? Мученики всех веков понимали. А мы?

Сейчас и службу можно по телевизору посмотреть, и требы подать онлайн. Чем хуже будет моя молитва, если я помолюсь дома, перед экраном?

— Ничем не хуже. О молитве вообще нельзя сказать «лучше» или «хуже». Она может быть искренней или формальной. Можно и в храме молиться формально, то есть произносить слова молитвы, но не молиться в истинном значении этого слова, можно и дома молиться от сердца. Молиться Богу мы можем везде: в лесу, на реке, в самолете и т.д. Но в храме совершается литургия. А литургия (греч. λειτουργία — «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение в исторических Церквах, во время которого совершается таинство Евхаристии. Таинство Тела и Крови Христовых, без чего христианин не может жить. Если он посещает храм только по обязанности, это будет неправильно. Христос говорит: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:12–14). Мы идем в храм, чтобы исцелиться духовно, осознавая себя больными. Это к нам, грешникам, Он пришел. И теперь мы идем в дом к Тому, Кто Свою жизнь положил за нас на Голгофе. Ему ничего не нужно от нас, только сердце. Неужели мы отдаем сердце перед экраном?

Все чаще от людей можно услышать: «я в Бога верю, но в храм не хожу» и «мне посредники в общении с Богом не нужны». Можно ли назвать их верующими?

— «Уж сколько раз…» говорилось о том, зачем человек ходит в храм, о том, что священник вовсе не посредник между человеком и Богом, а вопросы по-прежнему задаются. Но я отвечу на вопрос, являются ли люди, не участвующие в богослужении, верующими. Слово «верующий» многогранно. В каком-то смысле все люди верующие. Кто во что. Как у Высоцкого: «Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса…», а кто-то в инопланетян, а другой в страшное число 666 и т. д. Но есть понятие «вера религиозная». Человек, молящийся дома, религиозен? Да, если молится. Он, конечно, верующий, как, например, и язычник, и любой сектант. Между словами «верующий» и «православный» знак равенства ставить нельзя. Поэтому молящегося только дома (молится ли он дома?) христианином, да еще и православным, назвать трудно. Православный человек принадлежит Церкви Христовой, он следует заповедям, учению Церкви, участвует в богослужениях, прибегает к таинствам Церкви. Вера в Христа и Его Церковь составляет (должна составлять) главную часть его жизни. Ежедневно в утреннем правиле мы читаем Символ веры (краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских соборах). В этом Символе есть слова: «Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Что значит веровать в Церковь? Как это возможно? Это значит, что я полностью доверяю ей. Она мне говорит, что нужно жить так. И так я стараюсь жить. Когда не получается, иду в храм, прошу у Бога помощи. Исповедую грехи, причащаюсь Святых Христовых Таин. Как это возможно без храма? «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Поэтому, конечно же, люди, не посещающие храм, не участвующие в литургии и таинствах, нарушают правила Церкви, созданной Христом. Он Сам сказал: «и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). По большому счету, такие люди уже не являются членами Церкви и вернуться в Нее могут только через покаяние.

Что изменится, если, следуя современным тенденциям, женщинам разрешат посещать Святую гору Афон? Ведь этот вопрос не затрагивает догматов вероучения? Кроме того, ведь женщины могут посещать остальные три удела Пресвятой Богородицы на земле?

— Для Святой горы ничего не изменится. А для женщины, нарушившей древнее правило, думаю, может измениться. В ее духовном состоянии. Запрет для женщин ступать на гору Афон существует со времен земной жизни Пресвятой Богородицы. По преданию, этот запрет исходит из Ее уст. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции в 1946–1949 годах на Святой горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Афон является как бы большим мужским монастырем. Византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства). Никакой дискриминации в этом нет. Есть благочестивая традиция, которую мы соблюдаем.

Прочитал, что все церковные установления собраны в Книге правил. Считаются ли апостольские правила выше, чем правила Вселенских или Поместных соборов? Возможно ли изменение каких-либо церковных канонов?

— Полное название этой книги — «Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец». Это сборник церковных канонов (правил), основной источник канонического права Русской Православной Церкви. Впервые был издан Святейшим Синодом в русском переводе в 1839 году. Никто не сравнивает собранные в книге правила, какие из них выше, а какие ниже, они все важны в жизни Церкви, хотя по времени они, конечно, различаются. До XIX столетия каноны были представлены в книге, носящей название «Кормчая». Некоторые позиции в ней устарели, появилась при содействии и благословении святителя Филарета (Дроздова) Книга правил. Так что перемены возможны, и они происходят по сей день. Время подсказывает, что нужны такие изменения и дополнения. Свидетельством тому важнейший документ, на который сейчас часто ссылается церковное право — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятый Архиерейским собором в 2000 году. В этом документе немало дополнений в каноны Церкви, обусловленных жизнью общества. Они не внесены в Книгу правил, но действуют на практике и со временем войдут в эту Книгу, о переиздании ее и внесении изменений давно уже говорится в церковной публицистике.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.