Главная > Интервью > Недоумевая дел Божиих…
«Ведомости Нижегородской митрополии» 24 (108) 16:17, 22 декабря 2016

Недоумевая дел Божиих…

001-24-108-14«Пути Господни неисповедимы» — постичь эту истину в своей жизни можно, пожалуй, только через собственную немощь — несопоставимы человеческие треволнения с глубиной Божественного замысла о каждом из нас и обо всем мире в целом. Так и в пастырской практике: вопросы, волнующие верующих, тяготеют к двум полюсам: либо это попытки разобраться в тайнах Домостроительства, когда, отложив Священное Писание, так и хочется воскликнуть: «Как такое возможно?», либо желание получить совет «по букве традиции», и тут уж важно за незначительностью дел человеческих не потерять самое дорогое — Христа. 

Может ли смертный человек увидеть Бога?

— Человек не может видеть Бога. «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33:20). Но присутствие в мире Божества мы можем видеть в Его действиях. Нужно ли человеку видеть Божество? Не случайно Спаситель говорит апостолу Фоме: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин 20:29). И в то же время Его заповедь гласит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8). Вот что нужно для того, чтобы увидеть Бога в этой или грядущей жизни.

Что такое религиозный фанатизм и в чем его отличие от истинного поклонения и служения Богу?

— Латинское слово «фанатикус» означает исступленный. В религиозном смысле — это искренняя бескомпромиссная преданность своей вере. В таком его понимании нет ничего предосудительного. Другое дело, что в современном языке это слово приобрело отрицательный оттенок, стало нарицательным, означающим крайнюю нетерпимость к иным верованиям. Христианство заявляет, что «Бог есть любовь» (1 Ин 4:8). А любовь, конечно, требует преданности: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Лк 9:23), но в то же время не может быть нетерпимой к другим. Из истории мы знаем, что христиане во все века, а особенно во времена гонений на Церковь, шли на смерть, но не предавали своих убеждений, своей веры. Учение Христово предлагает возлюбить не только ближнего своего, но и врага. Это и является определяющим в отношении к людям.

Бог все может. Это известно всем. Я много чего просил у Него, но Он ничего не исполнил.

— Да, действительно, Бог все может. Он исполняет наши просьбы: «Просите, и дано будет вам; ищите — и найдете; стучите — и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:7). Но при одном условии: если эти просьбы направлены на нашу пользу, на спасение души. Господь лучше нас знает, что нам полезно, поэтому исполняет то, что способствует нашему спасению, и не исполняет то, что вредно для него.

Буквально ли произойдет воскресение мертвых?

— «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29), — говорит Господь в беседе по случаю исцеления расслаб­ленного при Овчей купели. В Евангелии часто встречаются те места, где Иисус Христос говорит о воскресении мертвых. И действительно, люди воскреснут в новую жизнь, но одни из них будут осуждены, а другие помилованы. Воскресший Христос со-воскрешает падшего Адама и всякой плоти открывает путь к воскресению: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15:22).

Недавно мы крестили мальчика и девочку. После крещения священник внес мальчика в алтарь, а девочку подвел только к царским вратам. Почему?

— Если мы обратимся к древности, то увидим, что раньше вносили в алтарь младенцев обоего пола, где совершается с ними поклонение святому престолу. Но и тогда было отличие. Мальчиков обносили вокруг престола с четырех сторон, а девочек — с трех, кроме передней. Но примерно с XV века появилось мнение, что женщина совсем не должна входить в алтарь. Постепенно сложилась практика, что в алтарь после таинства Крещения вносятся только мальчики. Это, разумеется, никакая не дискриминация. Это действие означает, что мальчик, как будущий мужчина, имеет потенциальную возможность стать священнослужителем, а женщина такой возможности не имеет. Почему — это уже другой вопрос.

Прохожу иной раз мимо храма, а перекреститься стесняюсь. Как преодолеть это чувство?

— Мы все, христиане, должны помнить слова Спасителя: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф 10:32–33). Память об этом, надеюсь, поможет вам преодолеть ложный стыд.

Что делать, если клонит в сон во время службы в храме?

— Конечно, не существует какого-либо специального рецепта от нашей невнимательности. И все же, если вас начинает клонить в сон в храме во время службы или вам хочется периодически отвлекаться от молитвы на посторонние мысли, действия окружающих и тому подобное, тогда просто вспомните, зачем вы пришли в храм, попросите у Господа прощения за свою невнимательность и постарайтесь заставить себя не отвлекаться от молитвы. Разумеется, вначале вам будет нелегко обуздать свою волю, но постепенно, при искреннем желании и помощи Божией, вам это обязательно удастся. И еще: нужно понимать суть того, что происходит в данный момент в храме — что читают, что поют, какие действия совершают священнослужители и зачем они их совершают.

Почему Церковь сохраняет старый стиль летоисчисления?

— Применяемый Православной Церковью юлианский календарь (так называемый старый стиль) хотя и менее точно, чем гражданский (григорианский), учитывает движение Земли вокруг Солнца (сейчас разница этих календарей составляет 13 дней), однако он гораздо лучше согласуется с лунным календарем, от которого зависит дата празднования Пасхи. Поэтому и сейчас наша Церковь пользуется юлианским календарем — в отличие, к примеру, от католиков, которые пользуются григорианским. Важно заметить, что григорианский календарь иногда нарушает одно из основных церковных правил, относящееся к дате празднования Пасхи — случается, что католическая Пасха приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами Церкви. Именно поэтому Православная Церковь и придерживается до сих пор юлианского календаря: для нас это не архаизм, а разумное, обоснованное церковной наукой следование традициям православия.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.