Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > 1 июля в Дивеевском монастыре закончилась работа III научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России»

1 июля в Дивеевском монастыре закончилась работа III научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России»

13:17, 3 июля 2006

О необходимости III научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», прошедшей с 28 июня по 1 июля, рассказал ее участник доктор исторических наук, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Николай Лисовой:

«Такие конференции, безусловно, важны. По мере того как мы приобщаемся к этому пласту культуры, мы постигаем огромный континент. То, что мы сегодня знаем о православном монашестве, об исихазме и о русском монашестве – верхушка айсберга. На самом деле надо еще работать и работать. И вот для того чтобы эта тенденция продолжалась, необходимы такие конференции, такая работа.

У молодого Евтушенко были такие строки: «Проступают лики грозно у безликих на лице». Когда на лице у безликих проступят лики, тогда и произойдет то, на что мы так надеемся и о чем так мечтаем – возрождение России».

Также доктор исторических наук отметил особенность интерпретации в русском сознании понятия личность: «В славянском языке слово «личность» связано со словом лик. Что такое лик? Мы говорим: «причислить к лику святых». Лик – это множество, но множество не само по себе, а множество соборованное.

Лик есть собор, соборная личность. Личность всегда соборна, а индивидуум всегда атомарен и безлик. И у нас, у безликих, проступает великая личность России и Русской Православной Церкви. Мы причисляемся к лику России, к лику Русской Церкви, и когда этот лик у нас проступит, тогда восстановится образ Божий в человеке».

О том, какие проблемы сейчас существуют в научных кругах в отношении причисления к лику православия, Николай Николаевич пояснил: «То, что относится к образу России в мире, относится и к нашему отношению к Православной Церкви. Большая часть нашей интеллигенции свои познания о Церкви по-прежнему черпает из «Московского комсомольца».

Меня поражают иногда наши историки. Казалось бы, открыты все архивы, иди и работай, и многие тщательно работают в своих областях. Но когда дело касается Церкви, им достаточно словарика атеиста, изданного 25 лет назад, и того, что пишут в желтой прессе».

Относительно темы своего доклада «Православные монастыри Иерусалима и Афона и образ России в мире» Николай Лисовой отметил, что развитие монастырей в России важно для становления и развития современной России. Особенно заметно влияние русских монастырей на жителей России при сравнении российских православных монастырей с греческими.

«Это началось очень давно. Полемика XVIII века, когда Максим Грек с Афона приезжает в Россию, начинает нам рассказывать об устройстве монастырей на Афоне, о том, как греческие монастыри устроены, и оказывается в ситуации полемики с русскими монастырями, с русским монашеским устроением. Потом эта полемика перейдет в полемику иосифлян и нестяжателей. Для русской модели монашества характерна именно иосифлянская традиция, монастырь, который ориентирован на то, чтобы работать с миром, на то, чтобы воцерковлять, возделывать землю и то, что на ней, и все это приводить к Богу», – считает Николай Николаевич. Эту особенность, по мнению доктора исторических наук, еще необходимо донести до сознания современного человека.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.