Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > 28 июля Православная Церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира

28 июля Православная Церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира

16:42, 27 июля 2007

Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня.

В 972 году князь Владимир стал править Новгородом, а в 980-м пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве.

Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы.

На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою.

Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник. По совету бояр Владимир отправил в Константинополь десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше.

Когда русские послы прибыли туда, великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души. «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». Кроме того, бояре заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны.

Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением.

Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Между тем Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них — Перун — был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народу евангельской проповеди и крещение.

В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился и сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку — кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ.

После Киева и его окрестностей был крещен Новгород. Первый киевский митрополит Михаил в 990 году прибыл сюда с шестью епископами и Добрыней, дядей Владимира. Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм.

В 992 году Суздальский край был обращен в святую веру. Сюда прибыл святой князь Владимир с двумя епископами. Суздальцы охотно крестились.

Дети святого Владимира, которым он раздал уделы, заботились о распространении и утверждении христианства в подвластных ему областях. Так, в Х веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и Суздаля, святую веру приняли Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк, Тмутаракань и земля древлянская.

Успешному распространению веры Христовой среди русского народа особенно содействовало то, что распространялась она большей частью мирными средствами — проповедью, убеждением, и притом, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.

От русских православная вера Христова проникла в среду инородцев, живших по соседству и на окраинах Руси. Так, в X–XIII веках начали принимать крещение некоторые из финских племен (ижора и корела), чудь, черемисы и вотяки, инородцы Вологодского края и др.

В начале XIII века воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как крепкий оплот православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.