Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Храм во имя Всемилостивейшего Спаса на улице Полтавской

Храм во имя Всемилостивейшего Спаса на улице Полтавской

11:31, 29 октября 2003

«На Курско-Харьковско-Азовской дороге, на станции Борки в императорском поезде сошел с рельсов второй локомотив и следующие за ним четыре вагона. Благодаря Господу Богу Государь, Государыня, Цесаревич, Великие Князья, Великие Княжны и все лица свиты совершенно невредимы…» – весть о катастрофе, в результате которой многомиллионная Русь могла в одно мгновение осиротеть, быстро облетела страну. Произошло это событие 17 октября 1888 года.


Крушение поезда царской семьи близ станции Борки 17 октября 1888 г.

Традиция возведения Божиих храмов и часовен в память об избавлении от опасности высочайших особ существовала в России всегда. После 17 октября по просторам Российской Империи прокатилась волна верноподданнических чувств, выражавшаяся в горячей молитвенной благодарности Господу, в созидании храмов и часовен в память о явленной милости Всевышнего.
Жители Нижегородской губернии также решили увековечить память о чудесном событии возведением храма, и в том же году начался сбор средств в поддержку благого начинания. Спасский храм закладывается спустя 9 лет после произошедшей железнодорожной катастрофы уже не только в память о чудесном спасении царской семьи, но и в «увековечения памяти Царя-миротворца, в Бозе почившего Александра III», скончавшегося 20 октября 1894 года.
Дополнительным основанием к строительству храма именно во имя Нерукотворного образа служило то обстоятельство, что во время крушения поезда Государь Александр Александрович имел при себе копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса. Предание гласит, что чудодейственная сила этой святыни проявила себя ещё в конце XVIII века, когда во время эпидемии чумы жители Вологды решили построить приходской храм в честь иконы Нерукотворного Спаса и после освящения отслужить перед образом молебен. После совершения богослужения прежде свирепствовавшее в городе поветрие прекратилось. Практически сразу после крушения поезда по указу Правильствующего Синода был составлен и издан специальный молебен в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного.

Храмовый образ Нерукотворного Спаса

Уцелевший по милости Божией нижегородский храм во имя Всемилостивейшего Спаса один из немногих дошедших до наших дней храмов-памятников, имеющих отношение к царской династии Романовых.
Торжественная закладка нового храма состоялась 7 июня 1899 года. Её возглавил Преосвященнейший Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский. При этом событии присутствовали все члены строительного комитета во главе с Я.Е. Башкировым и официальные представители городской и губернской власти.

Закладка храма 7 июня 1899 года

По традиции, Преосвященнейший Владимир положил в основание храма первый камень, и под гимн «Коль славен Господь» положили камни нижегородский Губернатор, городской голова, члены строительного комитета, военные, почетные граждане города и гласные городской Думы. В совершении чина закладки церкви также принимали участие губернский инженер К.Г. Иванов и архитекторы-строители храма В.П. Цейдлер и А.А. Бибер. Последним заложил камень Я.Е. Башкиров. Во время торжества Преосвященнейший Владимир обратился к собравшимся со словом, в котором, в частности отметил: «Торжество это является весьма замечательным по внутреннему и внешнему характеру. Основание храма свидетельствует о беспредельной благодарности Господу Богу за чудесное спасение царской семьи. Это чудо изумило не только нас, но и весь мир».
Весной 1899 года планы-фасады будущего храма с авторскими пояснениями академика Александра Мстиславовича Кочетова (1861 – 1912), поступили в распоряжение строительного комитета, и были представлены на рассмотрение в Нижегородскую губернскую строительную комиссию. Технический надзор за строительством, составление всех детальных чертежей возлагался на активно проектировавшего тогда в Нижнем Новгороде академика архитектуры В.П. Цейдлера, который в разное время привлекал к работе архитекторов-художников А.А. Бибера, И.О. Буковского и Ф.П. Федорова.

Строительство храма на пересечении улиц Острожной и Спасской (ныне часть ул. Горького и Трудовой)

Благодаря усилиям и трудам нескольких талантливых архитекторов, здание Спасского храма, и по сей день является примером весьма удачной стилизации архитектуры в русле московского церковного зодчества XVII столетия по типу церкви с. Останкино близ Москвы. Площадь храма была рассчитана на 1700 человек.

Освящение и установка крестов на главы храма состоялась уже при другом архипастыре. 29 июля 1901 года при большом стечении народа состоялся Крестный ход, который возглавил Преосвященнейший епископ Нижегородский и Арзамасский Назарий. Крестный ход, проследовавший от Георгиевской церкви на Верхне-Волжской набережной до строящегося Спасского храма, завершился водосвятным молебном и освящением вызолоченных крестов, которые под пение Вознесыйся на Крест волею… были подняты на купола и колокольню.
Решение живописного убранства храма было основано на работах русских художников ХХ века, выполненных раннее для храма Христа Спасителя и Владимирского собора в Киеве (В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.В. Верещагина, М.В. Нестерова и других). Все художественные работы проводились нижегородскими мастерами под руководством А.О. Карелина.
1 августа 1903 года председатель строительного Комитета Я.Е.Башкиров писал городскому голове А.М. Меморскому: «В сегодняшнее экстренное собрание Городской Думы вносится доклад об окончании постройки Храма Спаса». В тот же день было принято решение обратиться в Нижегородскую Духовную Консисторию, к правящему архиерею с просьбой об образовании при новом храме прихода и о назначении в нем причта. Вслед за этим 6 октября 1903 года, на очередном заседании Думы городской Голова — А.М.Меморский докладывал о том, что освящение Спасского храма назначено на 12 октября.
В опубликованном официальном Отчете Строительного Комитета за 1904 год говорится о том, что неизвестным нижегородцем в 1902 году был пожертвован колокол весом в 54 пуда, а все остальные колокола отливались в Ярославле. Последний колокол перед освящением церкви был поднят на колокольню 26 августа 1903 года. Согласно описи церковного имущества на Спасской колокольне до революции звучало 8 колоколов, самый большой из них весил более 2,5 тонн.
Торжества по освящению главного престола Спасского храма состоялись в 1903 году. Это был, весьма знаменательный год, не только для Русской Православной Церкви, но и для всей России. В этот год состоялись торжества по случаю прославления великого молитвенника земли Тамбовской и Нижегородской — преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Первоначально предполагалось, что в храме будет освящен главный алтарь и два придела с несколькими престолами: главный во имя Всемилостивейшего Спаса, Нерукотворного Его Образа, правый придел — во имя святителя Николая Чудотворца и апостола Иакова, брата Господня, и левый — во имя святителей Петра и Алексия, митрополитов Московских и пророка Осии. Однако в дальнейшем уже после завершения строительства количество престолов в приделах увеличилось: в правом приделе был дополнительно устроен престол в честь новоявленного праведника Божия – Серафима Саровского, а в левом освятили престол в честь преподобного Сергия Радонежского. Таким образом, в разное время в храме было освящено семь престолов.
12 октября состоялось торжественное освящение главного престола Спасской церкви, которое совершил Преосвященный епископ Назарий (Кириллов).
17 октября того же 1903 года во вновь построенном Спасском храме состоялась первая Божественная литургия, и был совершен благодарственный молебен о его строителях и благоукрасителях . И в этот же день Указом Нижегородской Духовной Консистории первым настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Григорьевич Троицкий.
Участь храма после октябрьского переворота 1917 года в миниатюре повторяет историю взаимоотношений церкви и советского государства. Повсеместное закрытие и уничтожение церквей уже через несколько лет после официального отделения церкви от государства привело к тому, что Спасский храм стал одним из немногих действующих приходов нагорной части города. Некоторое время с начале 20-х годов здесь располагалась архиерейская кафедра, возглавляемая тогда митрополитом Сергием (Страгородским). С 1924 по 1926 год Владыка числился в клире Спасского храма.

Когда в 1925 году митрополит Сергий был выслан органами ОГПУ из Нижнего в Москву, и в дальнейшем, начиная с 1933 года, на него были возложены обязанности местоблюстителя Патриаршего престола, то Нижегородскую епархию официально возглавил — митрополит Евгений (Зернов) (1934-1935). В эти годы архиерейская кафедра размещалась в Казанском храме бывшего Крестовоздвиженского монастыря. После ареста и высылки владыки Евгения, на кафедру был назначен Преосвященный Феофан (Туляков) (1935-1937), который так же неоднократно совершал богослужения в Спасской церкви.

Митрополит Сергий и Святейший Патриарх Тихон (прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских в 2000 году)

Впервые попытка ликвидировать Спасскую церковь, в годы Советской власти была предпринята в 1930 году, когда 16 марта этого года вышло соответствующее Постановление Президиума Нижкрайисполкома. Официальным поводом к ликвидации храма являлось сфабрикованное обращение горожан к властям.
Однако, благодаря усилиям настоятеля храма протоиерея о. Николая Боголюбова и членов Приходского Совета это решение удалось обжаловать и отменить во ВЦИК в Москве, куда специально ездили члены общины с соответствующим прошением. Тогда лишь часть церковного подвала была занята под склад общества «Красный Крест». Здесь же в подвале церкви, по документам на 1935 год продолжали жить члены клира и их семьи: священники Петр Сахаровский и новый настоятель протоиерей Николай Виноградов, вдова священника Николая Боголюбова, а так же жена осужденного дьякона Д.К.Ободова с пятью детьми.
После ареста в 1937 году всех последних священнослужителей Спасского храма: настоятеля протоиерея Николая Виноградова, протоиерея Петра Сахаровского и протодьякона Николая Савкина, богослужения в церкви прекратились.

Храм в советские годы

В дальнейшем, практически перед самой войной был разработан проект приспособления помещения Спасской церкви под архивохранилище. При этом предполагалось уничтожение всех пяти куполов храма, ликвидация шатра на колокольне и ряд других перепланировок, в результате которых облик церкви мог бы быть искажен до неузнаваемости. Но, по милости Божьей, этого не произошло, и изменения коснулись лишь интерьера храма.
Непосредственно в годы Великой Отечественной войны наличие высокой колокольни сыграло определенную роль в судьбе храма — на ней был устроен один из пунктов противовоздушной обороны города, и установлена зенитная установка. Неоднократно, по воспоминаниям сторожил, в непосредственной близи с храмом во время бомбежки города взрывались снаряды, но здание церкви оставалось неповрежденным.
В 1947 году, когда в России появилась возможность открытия церквей, и в Нижнем Новгороде уже действовало четыре приходских храма, группа верующих нижегородцев подала в Горисполком ходатайство об открытии Спасской церкви. Однако тогда жители Ждановского (ныне Нижегородского района города), на основании решения властей от 11 марта 1947 года, получили отказ. Архив в церковном здании размещался вплоть до середины 60-х годов, а попытки возвращения храма продолжались и после т.н. «хрущевских гонений» Церковь.
Возвращение здания Спасского храма ее законному собственнику — Русской Православной Церкви, в лице Нижегородской епархии, и возобновление в нем богослужений произошло спустя 54 года. Свершилось же это, как ни странно благодаря усилиям двух людей, о которых нынешние прихожане Спасской церкви всегда с благоговением и уважением вспоминают в своих молитвах.
Это, прежде всего приснопамятный нижегородский архипастырь, митрополит Нижегородский и Арзамасский — Высокопреосвященнейший Николай (Кутепов). Именно он, осенью 1990 года обратился с прошением в Нижегородский облисполком, с просьбой о передаче церкви верующим нижегородцам.
Но, администрация города отказала епархии на том основании, что здание церкви уже было обещано Нижегородской Консерватории, для приспособления под органный концертный зал.
Тогда инициативная группа нижегородцев, во главе с заведующей кафедрой английского языка, бывшего Сельскохозяйственного института — Марией Сергеевной Михайловой (1905—1996) обратилась в Москву к М.С. Горбачеву, с просьбой помочь в решении данного вопроса.
Из письма-обращения, членов будущей «приходской двадцатки» к Президенту: «Передача храма Спаса Консерватории не соответствует духу времени, когда все усилия Партии и Правительства направлены на возрождение нравственности, которое не возможно без религии, поскольку христианство, в данном случае православие, учит воздержанию, милосердию, миролюбию, добродетели, т.е. честности, правдивости, добросовестному отношению к труду, другими словами к совершенствованию человека, кем бы он ни был. <…> Полагаем, что удовлетворение наших личных интересов — возвращение нам храма Спаса – не нанесет ущерба городу, наоборот, послужит его украшению, что особенно необходимо в настоящее время, когда наш город объявлен открытым».
Хотя сегодня сложно сказать, что именно повлияло на окончательное решение Нижегородских властей, но уже весной 1991 года Спасский храм был возвращен верующим.

Чудотворный мироточивый образ великомученицы Параскевы

31 марта 1991 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Вербное Воскресенье, после многолетней тишины под сводами храма вновь зазвучали церковные песнопения и теплые молитвы верующих нижегородцев. В этот день, новым настоятелем церкви — протоиереем о. Игорем Алексеевичем Пономаревым была отслужена первая Божественная Литургия.

Современный вид храма

В последние годы велась усердная работа по восстановлению храма. В храме установлен новый резной иконостас, в который ближайшее время планируется установить иконы, а также нанести позолоту. Убранство главного алтаря завершено полностью.

Материал подготовлен О.Дёгтевой по материалам фондов Центрального Архива Нижегородской области. Составление и общая редакция Р.А.Гоголева. Подготовка текста для публикации в сети Интернет С. Фадеева.