Главная > Новости > Историко-литературные чтения, посвященные святому князю Георгию Всеволодовичу, состоялись в Нижегородской семинарии
Фото 11:03, 17 февраля 2017

Историко-литературные чтения, посвященные святому князю Георгию Всеволодовичу, состоялись в Нижегородской семинарии

Текст Марины Дружковой

16 февраля в Нижегородской духовной семинарии (НДС) состоялись историко-литературные чтения, посвященные основателю Нижнего Новгорода святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу, день памяти которого отмечается 17 февраля.

Мероприятие проводится впервые по инициативе  отдела культуры Нижегородской епархии  и при поддержке НДС и Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки имени В.И. Ленина (НГОУНБ). Его цель – привлечь внимание сотрудников учреждений культуры – музеев и библиотечной системы – к личности князя Георгия Всеволодовича, его роли в истории Нижнего Новгорода и России.

На мероприятии собрались светские кураторы по культуре и образованию, а также помощники благочинных по культуре, сотрудники музеев и библиотек Нижнего Новгорода. В аудитории также присутствовали учителя истории и предметов модуля «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) муниципальных образовательных учреждений Нижнего Новгорода.

Перед началом конференции с приветственным  словом к участникам обратился помощник  руководителя отдела культуры Нижегородской епархии иерей Филипп Измайлов. Отец Филипп поздравил всех с праздником Сретения Господня и подчеркнул актуальность сегодняшней встречи, которая проходит в канун празднования в 2021 году  800-летия со дня основания Нижнего Новгорода: «В связи с такой датой нам хочется узнать больше фактов и поразмышлять  о личности  святого князя, которому выпало жить в нелегкое время нашествия  монголо-татар, которое требовало от наших предков особого мужества и стойкости в  вере».

С первым докладом выступил  доктор исторических наук, профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства института экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Андрей Кузнецов.

В своем докладе Андрей Александрович рассмотрел основные  вехи биографии владимирского князя в  контексте эпохи. В частности, он попытался развенчать основные упреки в адрес князя,  которые тянутся, по его мнению, благодаря исследовательской традиции. По словам ученого, князю вменили в вину развязывание междоусобицы в 1213-1216 годах, символом которой является битва на Липице,  предательство общерусских интересов в 1223 году, когда монголы одержали первую победу над Русью, нерешительность и военно-политическую близорукость во время Батыева нашествия.

Андрей Кузнецов  проанализировал тексты  исторических источников и сообщил, что средневековые книжники подобного упрека князю Георгию не предъявляли. «Благодаря этим  источникам  сегодня  можно  говорить об общерусском значении деятельности князя Георгия, который по времени правил больше, чем Андрей Боголюбский, чем его брат Ярослав Всеволодович, чем его племянник Александр Невский или близкий по времени, но далекий по расстоянию Даниил Галицкий», – говорит ученый. Докладчик обратил внимание аудитории на то, как Георгий Всеволодич сам по себе и своей деятельностью встраивается в эстафету поколений и военно-политических мероприятий от святого князя Владимира. Ученый попытался оценить  значение исторического бытия Георгия Всеволодовича, резонансность его деяний, которые идут через столетия и влияют на нас сегодня.

Одно из них – факт основания князем Георгием Нижнего Новгорода, роль в русской истории которого на протяжении веков была значимой и масштабной. «Историческая роль Нижнего Новгорода  была обусловлена своеобразным гением места, который был определен владимирским князем Георгием Всеволодовичем», – сказал Андрей Александрович.

«Князь Георгий Всеволодович – это дитя своего времени, где-то он подчиняется логике своего времени (феодальная раздробленность), совершает просчеты и ошибки, а где-то его опережает (говоря о христианизации карел на северо-западе Руси) и работает на будущее. Князь никогда никого не предал, не совершил ни одного подлого поступка, вел себя в рамках княжеской этики», – сказал Андрей Кузнецов. Память святого благоверного князя Георгия Всеволодовича – это наш праздник, который объединяет нас не только с Владимиром, но и со всей  Россией, поскольку Георгий Всеволодович – князь общероссийского масштаба.

Второй доклад чтений подготовил  заведующий кафедрой церковной истории Нижегородской духовной семинарии, кандидат философских наук Даниил Семикопов. В своем выступлении Даниил Викторович  сделал попытку, опираясь на теорию «миметического желания» известного французского философа Рене Жерара, объяснить причины канонизации владимирского князя Георгия, которое, по его мнению, лежат в области  кенотической христологии.

Ученый рассказал, что до добровольной жертвы Христа, когда Он, придя в мир, самоуничижился и  принял на себя облик раба (кенозис),  во всех языческих системах, культурных цивилизациях жертвенность и сама жертва  не могли рассматриваться  в ореоле героики. Жертва никогда не могла стать победителем. Первым правителем Рима становится  Ромул, проливший кровь своего родного брата Рэма,  убийца, а  не жертва. Таким образом, Христос стал первой в истории человечества  жертвой, которая победила.

В свете кенотической христологии, по мнению Даниила Викторовича,  можно рассматривать подвиги многих русских  святых, в том числе первых страстотерпцев Бориса и Глеба, а  также князя Георгия Всеволодовича и последнего русского царя Николая II. Борис и  Глеб  добровольно пошли на казнь, вместо того чтобы сражаться за свои права и жизнь. Это была крайняя степень кенозиса.

Как видно из «Степенной книги»,  где помещена повесть о Георгии Всеволодовиче, князь, будучи невинным в феодальной раздробленности и постоянном соперничестве князей, становится вместе со своей семьей жертвой этой системы, приведший русский народ к трагедии. Именно на нем, как на последнем звене цепочки, апогее междоусобного конфликта, разрешается накопившийся клубок политических и духовных противоречий. Князь Георгий становится сакральной жертвой,  которая совершается руками Батыя.  Никакой возможности противостоять монгольскому хану у князя не было. Не случайно «Степенная книга» сравнивает Георгия Всеволодовича с праведным Иовом, который, согласно святоотеческому толкованию, был прообразом Христа. Это соотносит князя Георгия с Христом как невинной жертвой. Он добровольно принимает свою смерть на реке Сити, признавая на себе праведный гнев Божий.

Завершилась встреча музыкально-литературной композицией «Зажги в себе свечу» в исполнении мастера художественного слова Николая Румянцева. Он читал стихи Николая Рачкова.

Во время чтений в актовом зале НДС работала выставка  книг о святом благоверном  князе Георгии Всеволодовиче из фондов НГОУНБ.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.