Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > По Нижегородской епархии движется масштабный крестный ход с Табынской иконой Пресвятой Богородицы

По Нижегородской епархии движется масштабный крестный ход с Табынской иконой Пресвятой Богородицы

Фото 14:00, 10 августа 2016

Текст Ольги Схиртладзе

По Нижегородской епархии движется крестный ход с Табынской иконой Пресвятой Богородицы – масштабное шествие православных верующих, которое продолжается круглогодично, обходя регионы России.

История крестного хода с Табынской иконой начинается с 1848 года: с этого времени в течение почти 70 лет он двигался без перерыва по губерниям Урала, Сибири и Поволжья. Это явление имело государственный статус, порядок его прохождения и проведения богослужений регламентировался указами императора и постановлением Священного Синода.

Табынская икона – один из 36 образов Божией Матери, явленных в России за тысячу лет. От нее совершались чудеса, спасались от вымирания целые города, по пришествии иконы прекращались засухи, пожары и эпидемии.

В 1919 году крестный ход с Табынской иконой был отменен большевиками. Его восстановление – инициатива оренбургских казаков. В июне 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при кураторстве председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла это крупнейшее шествие было возрождено. По пути казаки участвуют в богослужениях, проводят встречи в больницах, детских домах, войсковых частях, школах и исправительных учреждениях.

Обновленный крестный ход вышел 3 июня 2010 года, в день явления Табынской иконы, с места ее первоначального обретения в селе Табынском близ города Красноусольска в Республике Башкортостан, и с тех пор без перерыва движется по историческим маршрутам. За этот период казаки посетили более 1700 населенных пунктов России и мира, в том числе места, где особо возносится молитва о мире: Косово, Сербия, Польша, Германия, Италия, Абзахия и Осетия. В 2013 году процессия впервые побывала на Святой горе Афон, поднявшись на вершину, где когда-то русские монахи установили крест.

В шествии участвует полноразмерный список Табынского образа (оригинал утерян). Святыню сопровождает конвой – казаки Оренбургского, Сибирского, Волжского войска, а также казаки Уральского войска из Республики Казахстан. Главная задача крестного хода – возрождение духовных традиций казачества и другого населения Урала, Сибири и Поволжья. Кроме того, организаторы заботятся о национально-патриотическом воспитании молодежи, укреплении межнациональных и межконфессиональных отношений, проводят миссионерскую деятельность, помогают созданию православных общин и новых приходов, восстановлению разрушенных и строительству новых храмов, стремятся к укреплению связей с соотечественниками, проживающими в других странах. По признанию верующих из приходов Русской Православной Церкви, которые посещает крестный ход с Табынской иконой, в населенных пунктах начинается всеобщий духовный подъем, жители начинают интересоваться культурой своего народа, историей края, рода. Тысячи детей и подростков, участвовавших в шествии, впервые стали очевидцами живых дел православной веры.

На территории Нижегородской епархии первыми встретили казаков прихожане Богородского благочиннического округа. С 18 по 24 июля святыня посетила храмы в деревнях Сартаково, Кожевенное, поселке Буревестник, селах Доскино, Дуденево, Арапово, Алешково, Лукино, Лакша, Каменки, города Богородска, побывала в монастыре в честь Владимирской иконы Божией Матери в Оранках и в Дудином монастыре, вносилась в Доскинскую общеобразовательную школу и в Шумиловскую бригаду.

По населенным пунктам Кстовского благочиния святой образ шествовал с 25 по 30 июля, посетив села Вязовка, Федяково, Большая Ельня, Большое Мокрое, Новые Ключищи, Безводное, Великий Враг, Ново-Ликеево, Подлесово, Работки и Шелокша. Молебны перед Табынской иконой совершались также в трех приходах Кстова и в расположенной на территории города воинской части.

2 августа шествие достигло Дальнеконстантиновского округа. Святыне поклонились жители сел Борисово-Покровское, Румянцево, Тепелево, Татарское, Малая Пица, Помра, Берсеменово, Богоявление, Гремячая Поляна, Арманиха, Новые Березники, поселков Дальнее Константиново и Дальнее Константиново-5. Табынский образ встретили в больнице и детском доме.

С 8 по 17 августа крестный ход будет двигаться по Арзамасскому району с остановками в Воскресенском кафедральном соборе и церкви апостола Иоанна Богослова в Арзамасе, побывает в селах района, в Арзамасской воспитательной колонии, Государственной больнице имени М. Ф. Владимирского.

Следующим примет святыню Саровский округ. С 18 по 24 августа святой образ побывает в том числе в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре и в Успенской Саровской пустыни.

Балахнинский округ приобщится к историческому крестному ходу 25–26 июля.

В Нижний Новгород процессия прибудет 27 августа и до конца месяца будет двигаться по территории Сормовского и Московского благочиний.

Первую неделю сентября шествующие проведут в Борском округе, а затем снова вернутся в областной центр.

Последний пункт в программе пребывания крестного хода в Нижегородской епархии – Воскресенское благочиние (город Дзержинск). Отбудет Табынская икона 29 сентября.

 

Справка

Название Табынского образа Пресвятой Богородицы восходит к наименованию племени табынцев, в древности населявших территорию нынешней Башкирии. В 1574 году по просьбе всего башкирского народа для защиты от ордынских набегов атаман Иван Нагой основал на двух реках, Уфе и Белой Воложке, острог. В край устремился поток русских людей, стали возникать поселения и монастыри. У ключей с пресной водой в притоках рек русские монахи основали Воскресенскую пустынь. Здесь и была впервые явлена Табынская икона.

Как гласит предание, это произошло между 1594 и 1597 годами. Иеродиакон Амвросий, проходя мимо источника, услышал голос: «Возьми Мою икону», но посчитал эти слова наваждением. На третий день в том же месте он снова услышал неземной глас: «Да потщится правоверная братия богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени дерева образ Божией Матери. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме, но наутро нашли ее на монастырских вратах. Монахи вернули икону в храм, но когда она снова оказалась на вратах, решили построить над вратами часовню и молиться там.

О чудесном событии сообщили воеводе и Казанскому иерарху. Находку понесли в Казань, потом в Уфу, но икона исчезла – и вновь явилась на том же камне, снова была поставлена в монастыре.

В 1707–1708 годах во время восстания башкир Табынская икона опять пропала. Время ее второго явления точно не известно. Известно только, что оно произошло не ранее 1765 года. Три пастуха-башкира пасли скотину и увидели на камне икону Божией Матери. Со словами «Вот русский Бог» они бросились рубить ее топором и раскололи на две части. Господь покарал их слепотой, и тогда они начали плакать и молиться: «Не уйдем, пока русский Бог нас не исцелит». Первым прозрел самый молодой из пастухов. Он подвел своих товарищей к соленому источнику, и они, каясь в содеянном, промыли глаза соленой водой и милостью Богородицы также прозрели. Тем временем жители Богоявленского завода, где все происходило, стали волноваться о скотине. Уже поздно вечером — кто на телеге, кто пешком — поспешили на источники. Там и обнаружили чудотворную икону, о котором было известно по старинному преданию. Святыню с подобающей честью поставили в храме, но она дивным образом перенеслась за 20 километров, в Табынск-крепость, которая была основана на месте того самого малого острожка на реке Белой.

Много раз икону пытались переместить, но Божия Матерь всякий раз чудесным образом возвращала ее в Табынск. С тех пор образ и стал называться Табынским. Согласно преданию, Табынская икона явилась в 9-ю пятницу после Пасхи, и ныне этот день празднуется, а Божия Матерь отмечает его великими чудесами.

Известно, что тот молодой башкир принял Святое Крещение и начал жить особой подвижнической жизнью. Каждый год он проводил в крестных ходах в одном подряснике и скуфье, всегда босой, зимой спал в снежных сугробах. Везде с трепетом рассказывал о произошедшем с ним и его товарищами. Прожив около 130 лет, он умер во время крестного хода под Челябинском.

Почитание Табынской иконы было чрезвычайно велико. Шествия с ней продолжительностью более 4 тысяч километров проходили согласно повелению императора. Икона перевозилась в сопровождении нескольких священников, в закрытом экипаже, запряженном лошадьми, на которых никто никогда ни садился. Особо любили Табынскую святыню в Уфимской, Оренбургской, Тюменской, Кустанайской, Астраханской, Самарской, Челябинской, Уральской и Казанской губерниях. Люди вспоминают, что от одного присутствия чудотворного образа больные исцелялись, обновлялись старые иконы, а за два месяца до прихода иконы колдуны и бесноватые начинали мучиться.

Во время трагических событий гражданской войны чудотворная Табынская икона была вывезена атаманом Оренбургского казачьего войска в Китай, где во время культурной революции она бесследно пропала. Но память о дивной святыне живет среди верующих и ныне, и многие надеются на ее грядущее великое прославление.

 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.