Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > В Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга проходит круглый стол «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях»

В Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга проходит круглый стол «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях»

Фото 22:05, 9 августа 2017

Текст официального сайта Московского патриархата

8 августа в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга завершился первый день работы круглого стола «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях».

Божественную литургию в Казанском храме обители в этот день возглавил епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин.

Перед началом работы собрания со вступительным словом к участникам обратился митрополит Святогорский Арсений.

От Нижегородской митрополии участие в круглом столе приняли настоятель Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) и настоятельница Иверского Выксунского монастыря игумения Антония (Миронова).

В первой части собрания участникам круглого стола были представлены доклады секции «Город и монастырь».

Исследование доктора богословия иеромонаха Кирилла (Зинковского) «Историческое развитие городских монастырей и особенности уклада их жизни» проиллюстрировало утверждение докладчика, что городские монастыри на протяжении всей истории монашества были более многочисленными, чем это обычно принято считать. Однако удаление от городов, по мнению автора, не всегда может служить примером созерцания, так как скитаться помыслами можно и сидя дома. В разные исторические периоды городские монастыри были более открыты для просветительской и миссионерской деятельности, чем монастыри, удаленные от многолюдных поселений, и именно городские монастыри дали Церкви игуменов, чьими трудами создавались монастырские уставы.

Архимандрит Максим (Кирицис), игумен монастыря Святого Дионисия Олимпийского Элладской Православной Церкви, в своем докладе «Основные трудности жизни городских монастырей и пути их преодоления» также напомнил, что городские монастыри нередко являли окружающим примеры высокой монашеской жизни. Конечно, монастыри изначально удалились в пустыню по причине обмирщения Церкви, которое произошло после прекращения гонений на христиан. Современные монастыри не могут избежать присутствия паломников, но монахи не должны забывать об опасности обмирщения обителей, ведь чтобы служить Христу, надо освободиться от власти мира. По мысли докладчика, монастыри могут и должны быть преображающей силой для городов. Монах, по слову преподобного Силуана Афонского, является просителем за весь мир. Благодаря монахам молитва на земле никогда не прекращается.

В докладе «Практические аспекты соблюдения монашеских обетов в городском монастыре»игумения Мария (Сидоропулу), настоятельница женского монастыря во имя Великой княгини преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей заострила внимание слушателей на том, что монастырь как место молитвы изначально связан с понятием «тишины внутренней». Внешняя тишина требуется лишь для достижения внутренней тишины, и монастырская ограда призвана защитить внутреннюю жизнь монастыря не только физически, но и духовно. Монастырь как место молитвы и тишины, находясь в шумном городе, вынужден жить в неблагоприятных для молитвы условиях, если в нем не разделены доступные и недоступные для посетителей территории.

Епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин (Белорусский Экзархат) в своем выступлении «Посреди мира и вдали от него: отношения монахов с внешним миром в городском монастыре (сохранение в обители духа отречения от мира)» напомнил участникам круглого стола о необходимости учиться беречь благодать, полученную через молитву и уединение. Общественным или миссионерским служением по благословению священноначалия имеет смысл заниматься не всем, а только некоторым инокам и лишь в той степени, которая не мешает исполнению их основных обязанностей.

Монах Досифей (Горбачевский) из монастыря Раду-Воде Румынской Православной Церкви в своем выступлении «Сочетание традиций гостеприимства и уединенного жительства в городском монастыре» осветил исторический аспект странноприимства. Докладчик рассказал о том, с какой целью монастыри устраивали на своей территории больницы, постоялые дворы, богадельни, особо остановившись на необходимости разумного сочетания странноприимства с монашеским деланием. Отец Досифей также рассказал собравшимся, как сегодня занимаются гостеприимством в монастырях Румынии, и призвал не забывать о том, что кто-то из паломников и гостей монастыря может в будущем стать иноком или принять Святое Крещение, если не был крещен.

Вторая часть работы круглого стола проходила в формате секции «Духовное окормление в городских монастырях».

Насельник монастыря Христа Воскресшего города Пирея Элладской Православной Церкви архимандрит Мефодий в своем выступлении «Вопроси отца твоего: основные духовные трудности монашествующих городских монастырей и значение руководства игумена в их решении для духовного возрастания братии» отметил, что для России особенно важна тема городских монастырей. Докладчик напомнил, что в городские монастыри нередко обращаются за духовной помощью уставшие и измученные люди, однако, чтобы оказать им эту помощь, монастырь должен оставаться монастырем и не превращаться в «учреждение по предоставлению религиозных услуг».

Архимандрит Варлаам (Гергель), наместник Благовещенского мужского монастыря в Бортничах Киевской епархии Украинской Православной Церкви, в докладе «Пастырское окормление мирян в монастырях (исповедь, личные беседы, требы, особенности духовничества монашествующих)» описал наиболее распространенные ошибки, встречающиеся в духовном руководстве мирянами, отметив, что окормление принесет большую пользу мирянам, если будет подкреплено положительным примером пастыря. Архимандрит Варлаам поделился с присутствующими духовным опытом старой монашеской школы, к которой ему посчастливилось быть причастным, рассказал о том, почему миряне стремятся к духовному окормлению монашествующими. «Как бы ни было далеко в своей первоначальной идее истинное монашество от семейной жизни и мирских вопросов, мы втянуты на передовую борьбы за души и благополучие наших пасомых», – подытожил докладчик.

Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге, посвятила свое выступление особенностям духовного окормления мирян в женских монастырях.

В ходе работы круглого стола участники имели возможность задать вопросы докладчикам и обменяться мнениями по целому ряду актуальных вопросов монастырской жизни.

9 августа 2017 года монашеский форум продолжил свою работу.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.