Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Мнения > Никчемное «высшее» или студент никчемный?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 10 (142) 18:17, 24 мая 2018

Никчемное «высшее» или студент никчемный?

В наше время, когда высшее образование приобрело характер нормы (оно «должно быть у любого нормального человека»), отношение к этой «безусловной ценности» часто складывается из неких автоматических, неосознанных реакций: надо, потому что всем надо. Однажды к нам в университет приехала с лекцией журналист московского глянцевого издания — «звёздник». Пристально оглядев серую провинциальную студенческую массу, она спросила нас буквально: «Кто-нибудь из вас собирается зарабатывать журналистикой?» Получив в ответ неуверенное мычание аудитории, — продолжила: «Так зачем вы все здесь сидите?» Так или иначе, вопрос задел каждого. И действительно, зачем оно нужно, это высшее образование, которое требует стольких ресурсов: сил и времени, да и в конце концов родительских финансов, — если многие студенты не идут работать по профессии? Кто-то в процессе учебы разочаровался, а кто-то и с самого начала не планировал. Чтобы помочь себе разобраться в этом вопросе, я, проходя корреспондентскую практику в периодическом, хоть и не глянцевом, издании, адресовал этот вопрос широкой аудитории.

Протоиерей Николай Горбатовский,
преподаватель НДС,
настоятель Ильинского храма
Нижнего Новгорода:

— Если есть возможность и способности, к получению высшего образования нужно стремиться, но и оно должно быть качественным, по-настоящему «высшим». Это значит, что человек в изучаемой им области должен достичь некоторых вершин. С другой стороны, вузовский диплом нужен не всем. Весьма многие люди не имеют особых интеллектуальных способностей и вполне могут найти себя в простых, не требующих высшего образования профессиях. И в этом нет ничего унизительного. Это гораздо лучше, чем изображать высшее образование, не имея знаний в действительности.

Николай Морохин,
профессор института филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского:

— Высшее образование не должно быть фетишем, если человек выбирает профессию, с ним не связанную. Я знаю многих умнейших и интеллигентнейших людей «без в/о», которые при этом владеют сложной и высокооплачиваемой профессией. Пример — машинист электровоза. И эти люди не видят ничего особо неприятного в том, что у них нет диплома вуза. С другой стороны, если выбрана профессия, которая требует такого диплома, то надо понимать: он позволяет на что-то исходно рассчитывать, но ведь за ним может и не стоять реальных знаний, умений. В этом случае не надо сетовать на судьбу, если карьера не состоится.

Студентам не надо задаваться вопросом, нужно ли им то, чему их учат. Это выяснится только потом. Пока же остается доверять тем, кто предлагает знания. Обращаю внимание на то, что учеба с древнейших времен  — очень консервативный процесс передачи знаний и опыта, которые представляются важными с точки зрения старших, а завтра могут оказаться начисто непригодными. Что поделать!.. Важнее, если знания сформируют в итоге системный взгляд на мир, привычку постоянно осваивать что-то новое, вписывать это в понятную для человека картину действительности и применять в жизни.

Жизнь сложнее наших планов. Мы можем ошибиться в оценке собственных возможностей, способностей. Наши намерения могут быть сломаны из-за скверных человеческих отношений там, где мы принялись работать, из-за житейских обстоятельств. И не надо делать трагедии из того, что диплом оказался просто бумажкой, которая пылится у кого-то в ящике. А учиться — полезно. Если, конечно, речь идет об учебе, а не об ее имитации.

Антон Иванов,
выпускник экономического факультета одного из вузов:

— Те знания, которые я получил в университете, скорее всего, не пригодятся мне в жизни. В любой организации необходим уже опытный специалист, а получить этот опыт во время обучения в вузе практически невозможно — замкнутый круг. Да и личная ошибка в выборе профессии тоже дает о себе знать: окончив «эконом», я понял, что не хочу дальше развиваться в этом направлении. Вуз довольно часто становится потерянным временем. Исключение, пожалуй, составляют технические институты, где практические занятия дают хотя бы навык работы руками, головой. А факультеты, где тебе не дают иных навыков, кроме мыслительных, сегодня малоперспективны: ты должен быть либо гением, либо со связями, чтобы сразу устроиться в хорошее место юристом или экономистом. Есть еще третий путь: идти дальше учиться, чтобы стать преподавателем, но этот путь не для всех. По своему опыту, лучше бы в 9-м классе я пошел в техникум, приобрел реальную рабочую профессию и развивался бы дальше, без потраченного времени на приобретение «бумажки» и надежды, что эта «бумажка» когда-нибудь пригодится. Правда, у высшего образования есть и плюсы: это активное студенчество, когда ты можешь проявить себя в творчестве, спорте, волонтерстве. Это действительно лучшие годы жизни, со множеством приятных знакомств.

Андрей Елисов,
заслуженный учитель РФ,
преподаватель истории среднеобразовательной школы села Саваслейка (Кулебакского района):

— Наличие вузовского диплома не обеспечивает подлинного образования: нужно еще иметь хотя бы среднее соображение и начальное воспитание! То, что студенты, получив образование, уходят работать не по специальности — прежде всего их выбор: они уже на студенческой скамье понимают, туда ли попали. Эту тенденцию нужно менять, ведь государство тратит деньги на то, чтобы выучить человека, а специалиста в итоге не получает.

 

Анастасия Васильева,
ученица 11-го класса:

— Многие, если зададут себе вопрос: нужно ли высшее образование, — задумаются, но всего на мгновение. Ведь все и так знают ответ. Правда в том, с моей точки зрения, что мы оканчиваем институт и получаем диплом не потому, что хотим стать лучше или научиться чему-то — диплом дает мнимую веру в более успешное и светлое для нас будущее. Думая, кем хотим стать, мы не обращаемся к своим мечтам, а открываем список профессий, востребованных на рынке. И шесть лет своей жизни тратим на что-то, что нам даже не нужно, на что-то, случайно попавшее в списки рекрутинговых агентств. А жизнь несется с невероятной скоростью. И то, что было востребовано несколько лет назад, уже перестало быть таким нужным. Думаю, следует решить для себя, что диплом — это не просто доказательство того, что вы что-то учили в течение шести лет, это свидетельство того, что вы изменились, повзрослели, узнали много нового, стали кем-то. Все проще, чем кажется: становитесь теми, кем действительно хотите стать, учите то, что хотите учить… Да, это не гарантирует вам в будущем работу в этой области, и, может быть, вы тоже будете заниматься чем-то другим, но, я уверена, вы получите диплом как доказательство того, что эти шесть лет вы были по-настоящему счастливы, потому что делали то, что нравится, и стали тем, кем хотели стать.

Сергей Белковский,
доцент института филологии и журналистики ННГУ:

— Высшее образование необходимо лишь в определенном круге профессий: врачи, юристы, учителя, ученые. Для большинства остальных специалистов достаточно профессионального обучения в колледже.

Дело в том, что при советской плановой экономике была гипертрофирована роль диплома о высшем образовании. Его отсутствие создавало препятствия к тому, чтобы занимать множество должностей и, следовательно, иметь перспективы роста зарплаты. В реальной российской экономике большинство рабочих мест на высшем образовании не настаивает. Однако работодатели отдают предпочтение выпускникам институтов и университетов просто потому, что диплом — своего рода свидетельство о «нормальности» человека. Социологи отмечают, что в последние 10 лет эффективность образования с точки зрения получения доходов в течении жизни снижается.

Высшее образование у нас гибридное — постсоветское: платное и бесплатное. В Советском Союзе считалось, что государство всех учит бесплатно (хотя деньги из бюджета — это те же народные деньги), поэтому по всей территории СССР закон устанавливал принудительное распределение на работу и обязанность отработать два-три года по специальности, а для выпускников военных учебных заведений — 25 лет. В современном мире мы видим иную картину: человек платит за учебу, а потом сам ищет работу. Если выпускник журфака нашел работу в банке или в «оборонке», где денег больше, разве мы имеем право его упрекать? Он свободный человек. И разве в быстро меняющемся мире выпускник школы и его родители могут сделать правильный и окончательный выбор профессии? Все решает конъюнктура рынка труда и свободная воля человека.

Иерей Виктор Плаксин,
преподаватель НДС,
настоятель нижегородского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»:

— Высшее образование приз­вано структурировать мышление и дать необходимые знания. Оно помогает будущему специалисту погрузиться не только в непосредственно изу­чаемую тему, но вместе с тем получить представление о вопросах более широкой проблематики. Однако высшее образование при этом довольно узко специализировано, а значит необходимо лишь тем, кто серьезно планирует связать свою жизнь с избранной специальностью.

 

Подготовил Николай Зотов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.