Главная > Без рубрики > Нить, сложившаяся в образ
«Моя надежда» №1 2018 17:15, 29 марта 2018

Нить, сложившаяся в образ

Фото: Государственный литературный музей им. Н. А. Добролюбова

Фото: Государственный литературный музей им. Н. А. Добролюбова

«Живописная игла» — так называлась выставка народного коллектива — клуба «Ивушка». Она была посвящена 20-летию его создания и проходила этой зимой в Государственном литературном музее имени Н. А. Добролюбова. Увидеть работы нижегородских умелиц мне посчастливилось одной из первых, еще накануне открытия, а кроме того, узнать, как создается красота своими руками.

Стройная логика узора

Золото на темном фоне. Смотрится пышно и в то же время строго. Это образец кружева XVII века. На создание подобной работы участницу «Ивушки» Любовь Цыплакову вдохновил музейный экспонат.

— У меня техническое образование, и когда однажды спросили: «А как у вас так получается?», — ответила: «Благодаря математическим знаниям и логическому мышлению», — объясняет Любовь Ивановна. — У меня есть один образец кружева. Смотришь на него — и непонятно, как идут нити, каким путем шла кружевница. Разбираю сама, ведь это очень интересные математические загадки.

Сначала эти загадки Любовь Цыплакова находила в книгах, где были представлены образцы кружев различных эпох. А начав пользоваться интернетом, открыла для себя новый источник вдохновения — репродукции живописцев Средневековья. Придворные живописцы, создавая портреты вельмож, уделяли большое внимание их костюмам. Любовь Ивановна стала разбирать изображения, чтобы понять, как плелся тот или иной нитяной узор. Она собрала альбом с 30 образцами кружев, его презентация состоялась в Санкт-Петербурге.

По церковным канонам

Начиная с X века, когда на Руси появилось золотное шитье, лики вышивались на хорогувях для крестных ходов, на пеленах, которые, как иконы, брали в военные походы, потому что они были легче, чем образ в окладе. А в церкви такие пелены подвешивались у одноименных образов.

— Когда я начинала заниматься золотным шитьем, не было ни литературы, ни людей, кто бы мог этот опыт передать, — вспоминает бессменный руководитель и вдохновитель «Ивушки», член Союза художников России Вера Игонина.

Однажды Вера Александровна посетила выставку коллеги, где были представлены вышитые иконы. И «загорелась» вышить образ самой, создать жемчужный оклад. Тогда, признается, не было еще соответствующих знаний. Желание освоить лицевое шитье, с помощью которого издревле создаются лики, плащаницы, покровы на гробницы святых, подвесные пелены, хоругви, подтолкнуло Веру Александровну к знакомству с опытом золотошвейных мастерских Москвы и Петербурга, где работают в соответствии с церковными канонами. Их придерживаются и мастерицы «Ивушки».

— Когда мы вышиваем иконы, обстановка у нас как в золотошвейной мастерской: мы и молимся, посторонних бесед не ведем, и прежде чем приступить к работе, стараемся поститься, настраиваем себя. Соблюдаем каноны в цвете, в композиции, в швах, — рассказывает Вера Александровна.

На выставке в музее Добролюбова были представлены литургический набор в синем цвете с жемчугом, шитые образы Ветхозаветной Троицы, Спасителя и Николая Чудотворца.

Среди работ, выполненных коллективом «Ивушка», — икона Божией Матери «Скоропослушница», которая сейчас находится в Сергиевском храме. Она сделана совместно с воспитанниками воскресной школы на приходе. Вера Александровна преподавала там золотное шитье, а одна из участниц коллектива Людмила Козлова — изготовление кукол. В Архангельском соборе кремля хранится хоругвь с изображением Архангела Михаила. Ее тоже выполнили в «Ивушке», а для нижегородского Крестовоздвиженского монастыря была вышита Успенская плащаница.

И лоскутки в дело

Труд и желание — две составляющие, благодаря которым можно достичь высоких результатов в рукоделии. Глядя на работы «ивушек», понимаешь: это не просто хобби, на которое отвлекаешься от работы и домашних дел.

— С созданием каждой новой иконы я совершенствую свои навыки, — говорит Вера Александровна. — Самообучение идет постоянно. И, конечно, свои знания передаю участникам нашего клуба, они тоже постоянно совершенствуются и осваивают новые техники. Начинаем вышивать крестиком, потом крестик переходит в гладь, гладь — в золотное шитье. Золотное шитье — в иконопись.

Еще одно направление — народный костюм. Мастерицы «Ивушки» изучают традиционную одежду Нижегородского края. Ее образцы можно было увидеть на выставке: женский городецкий старообрядческий костюм, традиционный наряд села Безводное, а еще свадебные венцы, выполненные в старинной технике прорезного сажения по бели. Именно с помощью нее в старину создавались роскошные деви­чьи головные убо­ры. Греют душу, радуют глаз пестрые лоскутные одеяла, рушники с петухами.

Интересно посмотреть на работы «Ивушки» будет и детям: изготовление игрушки — отдельное направление. Есть и традиционная кукла, кстати, в нижегородских старинных костюмах, и авторские изделия. Сумочки и кошельки, декоративная вышивка, украшения — экспонатов большое разнообразие.

Коллектив принимает активное участие в выставках, например, ездит в Суздаль на международный фестиваль лоскутного шитья. Тем, кто увидел работы «Ивушки» и сам пожелал взять в руки иголку с ниткой, небезынтересно будет посетить заседания клуба, которые проходят в музее Добролюбова по четвергам. Здесь мастерицы намечают планы на будущее и делятся новыми знаниями в области рукоделия.

Текст и фото: Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.