Главная > Интервью > Нижегородское образование возвращается к традиционным ценностям православной культуры.
11:00, 30 мая 2007

Нижегородское образование возвращается к традиционным ценностям православной культуры.

Образование сегодня претерпевает значительные изменения. И дело не только в новых предметах или формах сдачи экзаменов. По мнению специалистов, меняется сама образовательная система. На первый план выдвигается задача взаимодействия образования со всеми институтами российского общества, в том числе и с Русской Православной Церковью. Прежде всего, это касается воспитания таких ценностей, как патриотизм, ответственность, нравственный подход к социальному служению. О том, как эта задачи реализуются на Нижегородской земле, мы беседуем с проректором по научно-исследовательской и проектной деятельности Нижегородского института развития образования Виктором Константиновичем Крючковым.

— Виктор Константинович, закон об образовании предоставляет возможность светским образовательным структурам взаимодействовать с различными общественными институтами, в том числе и  конфессиональными. Как идет эта работа у нас в области?

— В Нижегородской области мы пошли по пути заключения договоров о сотрудничестве, и этот процесс для нас очень важен. В основе построения партнерских отношений лежит договор о взаимном сотрудничестве в области духовно-нравственного воспитания и образования, который заключили департамент образования и Нижегородская епархия. В рамках этого договора действует координационный совет, направляющий работу светских и духовных структур в области воспитания и образовании.
Таким же образом строят совместную работу благочиния, районные управления образования и муниципальные образовательные учреждения. Сегодня это путь определяюет формат и направление нашего взаимодействия, и практика уже доказала его эффективность.

— Одной из целей взаимодействия светских и епархиальных структур является создание целостной системы образования. Как эта задача реализуется на базе вашего института?

— При содействии государственных органов образования в Нижегородской области работают 6 православных гимназий, 1 православная школа и 128 воскресных школ. И мы, конечно, им помогаем, потому что там учатся наши дети, которые получают общее образование, дополненное образованием нравственным и духовным.
НИРО способствует работе церковных образовательных структур следующим образом: во-первых, у нас создана лаборатория гражданского становления личности, занимающаяся проблемами духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, включая вопросы интеграции светской и церковной систем образования. Одним из старших научных сотрудников этой лаборатории является протоиерей Алексий Горин.
Другим направлением нашей работы является совместное проведение научно-практических конференций и семинаров. К примеру, 22 января впервые в практике нижегородского образования на базе НИРО состоялись Рождественские научно-педагогические чтения «Культурные традиции. Образовательная практика», в которых приняли участие около 400 человек — это очень большое представительство. В тематике этих чтений стояли вопросы, касающиеся отечественных традиций воспитания и образования, гражданского становления личности, преподавания основ православной культуры (ОПК), то есть такие проблемы, которые волнуют сейчас все наше общество. По итогам Рождественских чтений была принята совместная резолюция и направлена в органы светской и церковной власти.
Совсем недавно, 27 марта, в Кстово прошел семинар, посвященный вопросам взаимодействия всех образовательных структур в области духовно-нравственного воспитания.
Возвращаясь к преподаванию ОПК, мы предлагаем путь создания краеведческих курсов, которые позволят ребенку познать свою родную страну, узнать о традициях и культуре родного края, которые корнями уходят в православие.
В экспериментальном режиме со следующего года будет реализовываться культурологический курс «Нижегородский край», который аккумулирует в себе как ОПК, так и традиции других конфессий и народов, населяющих нашу область.
Здесь говорится об истоках Нижегородской земли, которые связаны с именами великих благоверных князей Георгия Всеволодовича и Александра Невского, о наших святынях и великих людях, среди которых целый сонм святых. Мы говорим здесь же о дороге к храму.

— Кто будет преподавать эти предметы?

— Параллельно с созданием курсов идет подготовка учителей через систему повышения квалификации в НИРО. На занятиях мы даем педагогам большой блок основ православия, причем специально приглашаем священников, которые дают квалифицированную информацию, чтобы учителя использовали ее в своей работе.
Если наш курс войдет в национально-региональную компоненту и школа его выберет, то учителя будут проходить курсовую подготовку. Но выбор — прерогатива педагогического совета, который, в свою очередь, обязан учитывать мнение родителей и учащихся.

— Как на сегодняшний день православная культура совмещается с развитием массового образования?

— Прежде всего следует сказать о том, что у нас в Нижегородской области широкое распространение получил детско-юношеский образовательный туризм. Если мы проанализируем, куда ездят наши дети, то увидим, что они посещают Дивеево, Болдино, Арзамас с его золотыми куполами, Муром — ездят к Петру и Февронии, Владимир — к мощам основателя Нижнего Новгорода князя Георгия Всеволодовича, и все это связано с культурными традициями нашего Отечества.
Но не только учащиеся имеют возможность соприкоснуться с этим огромным культурным пластом, сегодня такая возможность предоставлена и преподавателям. В связи с этим я бы хотел сказать о последней поездке в Троице-Сергиеву Лавру, организованной для сотрудников нашего института Нижегородской епархией и лично владыкой Георгием.
Более половины профессорско-преподавательского состава НИРО: заведующие кафедрами, руководители лабораторий, руководители и сотрудники отделов имели уникальную возможность обогатить свой интеллектуальный потенциал и получить не только эстетическое удовольствие, но и поддержку в разрешении своих духовных проблем. Многие побывали на богослужении, исповедовались и причастились, а некоторые первый раз увидели монашескую обитель и впервые переступили порог православного храма.
Мы узнали, что многие из выдающихся сынов нашего Отечества: художников, ученых, просветителей, внесших огромный вклад в развитие нашей культуры, оказывается, были людьми глубоко верующими. Можно сказать, что после этой поездки мы даже стали по-другому относиться друг к другу, чему, конечно же, способствовала сама организация путешествия.
Нас сопровождали протоиерей Алексий Горин и священник Андрей Кириллов, а также студенты Нижегородской Духовной Семинарии. Следующая экскурсия, запланированная в рамках договора о сотрудничестве с Нижегородской епархией, будет в Дивеево.

Время, подвергая беспристрастному экзамену культурные ценности, расставляет все по своим местам. Еще недавно, казалось бы, накрепко забытые, идеалы русской православной культуры маленькими росточками пробиваются к жизни, заставляя общество не только говорить о себе, но и пересматривать искаженную прагматизмом систему ценностей. И как важно, чтобы движение вперед, к чистым и светлым истокам, начиналось с учителей и воспитателей, то есть людей, которым мы вверяем самое дорогое, что у нас есть, — наших детей.

Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.