Главная > Интервью > «Нужна взаимопомощь читателей и писателей»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 21 (129) 14:28, 9 ноября 2017

«Нужна взаимопомощь читателей и писателей»

В последних числах октября в Нижний Новгород приезжали писатели. Опытные мастера и молодые таланты, авторы нескучных и добрых книг для детей. В областной детской библиотеке на Звездинке встречались с юными нижегородцами, победителями Всероссийского конкурса детских творческих работ «Слово о Горьком». На одной из таких встреч речь шла о положении дел в детской литературе. Ведущий — писатель и ученый, обладатель семи литературных премий Юрий Нечипоренко. После встречи мы продолжили с Юрием Дмитриевичем разговор, начатый в детской аудитории.

— На первый взгляд, мы видим подъем тиражей в нашей стране, изобилие книг, но хорошая книга по-прежнему в дефиците. И дети, и их родители с трудом могут назвать имена современных авторов, которые сегодня успешно творят для детей. С чем это связано?

— Раньше сверху в издательства спускались списки книг, которые печатались в «прикрепленной» типографии и далее через государственные книготорги распространялись гигантскими тиражами по стране. С 90-х годов книгоиздание перешло на рыночные принципы.

В детстве я спокойно мог купить в маленькой лавочке книгу Николая Носова. И это не Москва, а небольшой городок Ровеньки Луганской области. А сейчас многие хорошие книги, которые, как правило, имеют небольшие тиражи, в лучшем случае в интернете можно купить. До книжных магазинов они просто не доходят. А понять, хороша книга или нет, сегодня не так-то просто. На плечи родителей, воспитателей, учителей, биб­лиотекарей ложится задача найти рекомендательные сайты по детскому чтению. Родители порой объединяются в группы в соцсетях, где рекомендуют друг другу книги.

— Для этого вы реализуете разные издательские проекты?

— Да. Один из самых крупных — Всероссийский фестиваль детской книги. В его программе кроме разных лекций, презентаций, мастер-классов и интерактивных программ — более сотни встреч с писателями. Ребенку важно увидеть творческого человека рядом с собой, чтобы книга впоследствии не ставилась на полочку, как кирпич. Мы показываем читателям и писателям хорошие издательства — в России более 50 маленьких издательств, таких как «Самокат», «Октопус», которые издают исключительные книжки, например, серию книг «Радуга-дуга».

— Серийность — спасение детской литературы?

— В коммерческом отношении да. Человек зацепился за одну книгу и будет дальше покупать вторую, третью, четвертую. Издать одну книгу — это ничего. Я только что вернулся из Белграда, где проходит крупный книжный фестиваль, говорил с главным редактором одного из лучших издательств, который заявил: мы не можем себе позволить издать одну книгу — только в серии. А что говорить о небольших издательствах…

— Не страдает ли качество литературы, если она существует в формате сериала, а не штучного качественного продукта?

— Расскажу на примере моего литературно-издательского проекта «Для тех, кому за 10», который я начинал вместе с издательством «ЖУК», а после его закрытия — с издательством «Самокат». В книгах этой серии — повести о детстве разных эпох: 40-х (в войну и в эвакуации), 50-х, 60-х, 70-х, 80-х и 90-х. Чтобы люди, читая их, могли вспомнить свое детство, рассказать эти истории сыну, дочери или внуку. Мы хотим построить цепь детства, которая соединяет времена и поколения. Благодаря этим историям возникает возможность разговора, общения, обсуждения прочитанного в семье и школе. На размышления наталкивают жизненные коллизии, о которых честно рассказывается в книгах. Мы хотим показать, что независимо от того, как называется государственный строй в стране, самое важное — семья, дружба, любовь, отношения между близкими. Об этих ценностях мы стараемся рассказывать, предлагая живые, веселые истории из детства. Скажу честно, мы редко издаем книги, всего один или два раза в год, но нам важно, чтобы они были высокого качества.

— Что является, на ваш взгляд, знаком качества книги, обеспечит автору стопроцентный отклик у детей?

— Откровенность. Мы пытаемся так передать свои ощущения, чтобы они стали чувствами ребенка. К примеру, мой рассказ «Лагерь», где я пишу о том, как сбежал из пионерского лагеря, чтобы спастись от насилия. Этот рассказ издан тиражом полтора миллиона экземпляров. Невероятный отклик! Почему? Дети боятся рассказать о своих страхах, поделиться. Но когда они прочитают о похожей истории в книге, проблема, которая жила внутри, выходит наружу.

— Со стороны государства выстроенной системы пропаганды детской книги нет?

— Мы, читатели, как заговорщики. На должности руководителей образовательных и культурных учреждений надо ставить своих людей, заинтересованных в развитии детей. Если на эти должности ставят чиновников, то все умирает. До недавнего времени я часто бывал в детской библиотеке в Муроме. Рассказывал о Гоголе, Ломоносове… Сменился руководитель, и писателей приглашать перестали. Решаются какие-то другие вопросы.

— То есть встречи с писателями действительно привлекают внимание к книге?

— Сейчас это не просто встречи, они проходят в виде какого-то проекта или конкурса для содействия чтению. Фигура писателя спустилась с небес. Такого уже давно нет: недосягаемый писатель — и тысячи восхищенных читателей. Это раньше: в колонном зале Доме Союзов встречается с читателями Корней Чуковский, и тысячи людей слушают его в восторге, и все знают его стихи наизусть. Много хороших писателей ходит среди нас. Тиражи их невысокие, они всегда будут рады встрече с читателями. Кто-то ездит по школам, библиотекам, как в большие, так и в малые города.

Сейчас много хороших малоизвестных писателей, которых не знают в силу того, что их не подпускают к себе СМИ. Проводятся также читательские конференции по нескольким книгам. Главным залогом развития детского чтения становится активность библиотекаря и школьного учителя. Это ключевые фигуры процесса книжного просвещения.

Нижегородцам повезло. Областная детская библиотека находится в тонусе читательского интереса, ориентируется на сайт «Библиогид», следит за новинками, реализует совместные с писателями проекты и конкурсы.

— Фестиваль все-таки проходит в крупном городе. А как же быть читателям из глубинки?

— Если в городе есть книжный магазин, школа и библиотека, этого достаточно, чтобы туда приехал писатель, издательство со своими книгами, да много кто еще может приехать, если будет интерес.

— О чем говорят сегодня детские писатели, какие темы затрагивают?

— В каком-то смысле темы вечные. Сейчас появилось довольно много детского фэнтези. Дмитрий Емец пишет в жанре юмористической фантастики. Это книги «Вселенский неудачник» и «Великое нечто». Очень много появилось рисованных книг, которые выдумываются одним человеком, выступающим в роли художника и писателя. Самые известные издаваемые серии — «Сказки о Петсоне и Финдусе» шведского писателя и художника Свена Нурдквиста, а также книжки-картинки о слоненке в клеточку Элмере. Только что издали книги известного английского писателя Роальда Даля, автора романов, сказок и новелл. Писатель с мировым именем издаваться в России стал недавно. Я сам в восторге от многих его произведений, хотя с некоторыми не согласен. Анастасия Орлова пишет яркие и добрые, звонкие и нежные стихи для малышей, недавно она получила премию Президента России, а также Анастасия Строкина и ее многослойная, полная философских размышлений и легенд книга «Кит плывет на север», а также новая книга «Совиный волк» — о природе Заполярья, где главная тема — возвращение к истокам, своим корням, проблема самоидентификации. Появились хорошие авторы, которые написали замечательные книги о животных: Евгений Рудашевский и Станислав Востоков.

Мы живем в очень непростое время, и от качества детской литературы, от того, что читают наши дети, зависит будущее нашей страны. Чтобы страна была сильной, дети должны читать умные книги.

Беседовала Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.