Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > О таинстве брака
17:56, 25 сентября 2009

О таинстве брака

Из множества вопросов, возникающих у человека, только что вставшего на путь воцерковления, значительная часть касается церковных таинств и подготовки к ним. Беседа со священнослужителем в храме, конечно же, основная форма общения, но замечательно, что наряду с ней у нижегородцев есть и возможность напрямую, в спокойной обстановке пообщаться с православным священником по телефону доверия 246–69–91. Любой вопрос, даже возникший в неурочное время, легко может быть разрешен.

В рубрике «Телефон доверия» мы продолжаем публиковать ответы на наиболее распространенные вопросы. Многие из них касаются подготовки к таинству брака. Некоторые недоумения, связанные с этим, помогает разрешить клирик Спасо-Преображенского собора города Нижнего Новгорода священник Сергий Радаев.

Мы хотим обвенчаться, но не хотим расписываться. Почему в церкви нам отказали?

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо объяснить, что такое брак. С христианской точки зрения, брак — это союз любви двух людей, которые безгранично доверяют друг другу, становятся единым телом и в мыслях, и в чувствах, конечно, сохраняя свою индивидуальность. Причем это любовь жертвенная, а не эгоистическая, она помогает совместно достигнуть вечности. И подтверждением этого доверия друг к другу является ответственность, которая выражается в регистрации. Поэтому Церковь венчает этот сложившийся союз, подает дары Святого Духа, укрепляющие его и помогающие в достижении главной цели — спасения друг через друга и достижения вечной жизни.
В недавнем прошлом Церковь выполняла функции и регистрации, хотя в советский период данная функция отошла государству. Что же касается тех новых форм совместной жизни, которые появились совсем недавно, такие как «пробные браки», когда мужчина и женщина договариваются пожить вместе и посмотреть, подойдут ли друг другу, или так называемый «гражданский брак», то это с точки зрения Церкви является сожительством или, точнее, незаконными, греховными отношениями. В этих отношениях нет подлинного брака, и за всем этим стоит удивительное неверие своему сердцу, недоверие к чувствам любимого, как будто люди боятся себя и друг друга. Такая незаконная форма «брака»
объединяет людей лишь на уровне естества, что является ущербной формой человеческих отношений, когда мужчина и женщина вступают в телесную близость, лишь повинуясь плоти, и игнорируют друг в друге личность, образ Божий. Конечно, вряд ли возможно назвать такие отношения любовью в подлинном смысле слова, а где нет подлинной любви, там нет и брака, нет союза, поэтому и венчание невозможно.

Сын женился, а моя мать (его бабушка) говорит, что не завещает ему квартиру, пока молодожены не венчаются, но его жена против. Как быть?

— Жена вашего сына в данной ситуации абсолютно права. По крайней мере, ее позиция честна. Если для людей церковные таинства, вопросы христианской совести — пустой звук, не следует принуждать их лицемерно участвовать в таинствах. Даже чтобы угодить бабушке.

Дары благодати, полученные супругами в таинстве брака, назначены для восполнения человеческой немощи, при условии, что оба супруга — христиане в подлинном смысле слова, а не только лишь по названию. Поэтому благодать, данную для восхождения к Небу, нельзя использовать для «приземленных» задач. Образно говоря, это все равно что топливом для космического корабля пытаться заправить мотороллер.

Брак моего сына распадается. Сестра говорит мне: «Заставь их повенчаться, венец удержит». Так ли это?

— Венчание — это не прививка от разрушения брака. Многие думают, что если человек венчан, то Бог каким-то сверхъестественным образом обеспечит нерушимость его брака. Увы, это не так. Пока супруги не созреют для христианской жизни и не переменят своего отношения друг к другу, пока не придет понимание главного смысла христианского брака, вряд ли это великое Таинство поможет.

Стоит ли венчаться, если уже прожили в браке достаточно долго?

— Думаю, что стоит. В Церкви есть чин благословения супругов, которые честно прожили в браке долгое время, на дальнейшую совместную жизнь, но уже не просто как супругов, а как сознательных христиан. Церковь молится, чтобы Господь наделил их дарами благодати, укрепляющей их союз в дальнейшем пути в Царство Небесное. Но, конечно, необходимо, что оба супруга пришли к этому серьезно и сознательно.

Как подготовиться к таинству брака? Нужно ли обязательно исповедоваться и причащаться? И если да, то в этот же день или заранее?

— Думаю, что для начала нужно внимательно еще раз проверить свои чувства друг к другу, и если это действительно любовь, а не влюбленность, то смело готовить себя к браку. Перед торжественными событиями венчания и регистрации будущим молодоженам было бы правильно найти время и прийти в храм, чтобы исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, прося у Бога помощи и дара взаимной любви. И, конечно, сохранять целомудрие в своих отношениях.

Бывает, что из-за спешки, в предпраздничных заботах невозможно как следует подготовиться к исповеди и причастию. Поэтому лучше причаститься заранее, например, за неделю до венчания.

Если же вопрос задан с умыслом, в надежде услышать, что, мол, необязательно, то здесь налицо полное непонимание смысла как таинства евхаристии, так и таинства брака. Если насущность и необходимость причащения вам неочевидна, то нет смысла и венчаться. Если же для кого-то венчание — лишь дань моде или красивая традиция, то тоже не нужно профанировать таинство и лучше не венчаться.

Что касается канонической стороны, то женщина во время любого таинства, в том числе и таинства брака, должна находиться в физиологической чистоте. В противном случае совершение венчания следует перенести.

Как родители обычно благословляют молодых на брак? Какой иконой? Что при этом говорят?

— Практика благословения родителями на брак в разных регионах России разная. Много зависит от местных обычаев, национальных особенностей. Классический вариант, как правило, таков. Незадолго до того, когда молодым настает время ехать в церковь венчаться, родители жениха благословляют его крестообразно иконой Спасителя или любой другой родовой иконой, дают ему к ней приложиться, а родители невесты соответственно благословляют свою дочь иконой Богородицы или родовой иконой своей семьи. Если родовых икон, передаваемых из поколения в поколение, нет, то следует завести для этой цели новые, которые станут основой домашнего иконостаса (красного угла) создаваемой семьи. Их и будут впоследствии передавать из поколения в поколение ваши потомки, поэтому нужно выбрать иконы качественные, долговечные. Сейчас много иконописных мастерских, поэтому приобрести настоящий писаный образ несложно. С этими иконами молодые едут в церковь, где во время венчания эти иконы стоят на особом аналое.

Слова при напутствии могут быть любые, лишь бы исходили от сердца. Если затруднительно что-либо сказать, тогда можно прибегнуть к обычной фразе: «Благословляем тебя на брак во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!»

Записал Дмитрий Романов
Источник: газета «Нижегородские епархиальные ведомости»